Четыре раза на бис. Оркестр Владимира Спивакова играл в Челябинске
Выступление Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» состоялось 2 февраля в концертном зале имени Сергея Прокофьева Челябинской филармонии. Событие долгожданное. Перерыв между уральскими гастролями столичных музыкантов получился довольно длительным — три года.
Музыкантам из «Виртуозов Москвы» не нужна реклама. Достаточно строчки в афише и одного баннера, чтобы зрители бросились покупать билеты. И так было всегда. История появления камерного оркестра нетипична для советского времени. В 1979 году скрипач с мировой известностью Владимир Спиваков, освоивший к тому времени дирижерское дело, собрал не менее талантливых музыкантов, чтобы вместе играть красивую музыку.
В то время в Советском Союзе без министерского дозволения такие инициативы не приветствовались. У знаменитых музыкантов не было места для репетиций и явных перспектив на признание сверху, обеспечивающее концертное будущее. Однако, так часто бывало в жизни Спивакова, помог случай. Впервые «Виртуозы Москвы» дали концерт перед Олимпиадой-80 и сразу же произвели фурор. И вот уже больше 40 лет у оркестра не было ни одного концерта без аншлага! Свой стиль, своя подача, музыканты даже стали петь, чем вызвали недоумение коллег и восторг слушателей.
Дело в любви
Уникальный оркестр, в котором сочетается и высочайший технический уровень, и проникновенная эмоциональная атмосфера, и что-то еще, что невозможно уложить в объяснимые нормы. Какая-то магия звука, покоряющая не только знатоков классической музыки, но и тех, кто впервые попадает на его концерты. Когда играют музыканты Владимира Спивакова, все, что происходит за пределами концертного зала, кажется совсем неважным.
«Мы собрались, чтобы создавать красоту и доносить ее до слушателя. И мы собрались, чтобы любить друг друга», — сказал Владимир Теодорович на первом сборе музыкантов Национального филармонического оркестра. В 1994 году он создал уже не камерный, а большой симфонический оркестр. Музыканты называют его оркестром мечты и признаются, что быть членом команды маэстро — это величайшее счастье.
Именно в этом величайшем счастье скорее всего и кроется секрет огромной зрительской любви к тому, что делают Владимир Спиваков и его единомышленники. В следующем году Владимир Теодорович будет отмечать свой 80-летнй юбилей. Он не любит грандиозных празднований и повышенного к себе внимания. Очень редко дает интервью журналистам и, как это было всегда, много работает и полностью отдает себя служению музыке, музыкантам и, конечно, слушателям, независимо от того, где они живут: в Риме, Париже или в далеком северном городе.
Виртуозно как всегда
Челябинск стал одним из городов гастрольного турне «Виртуозов Москвы». Сначала оркестр выступил в Тюмени, оттуда перебрался в Салехард. Единственный в мире город, расположенный на широте Северного полярного круга, впервые встретился с прославленным коллективом. Надо ли удивляться зашкаливающим эмоциям, которые появились в соцсети после отъезда «Виртуозов…». Но там программа была другая. В северном городе прозвучала музыка Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Гии Канчели и Астора Пьяццоллы.
В Челябинске столичные музыканты начали свое выступление с адажио «Молитва о мире» из «Пасхальной оратории» Иоганна-Себастьяна Баха. Затем прозвучал концерт для гобоя с оркестром Георга Филиппа Телемана. Солировал лауреат международных конкурсов Эмиль Мирославский (гобой). Завершилось первое отделение Квартетом № 8 Дмитрия Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны» в переложении для камерного оркестра Рудольфа Баршая, получившим новое название «Камерная симфония». Во втором отделении прозвучала Серенада для струнного оркестра Петра Ильича Чайковского.
До новой встречи
Программа концерта подошла к концу. Овации! Цветы! Их подавали на сцену снизу, из зала. Сцена в концертном зале небольшая. Оркестр занимает всю площадь. Но одна маленькая девочка все-таки решилась выйти к маэстро и вручить ему цветы, находясь на одном с ним уровне. Получилась очень трогательная история, потому что музыканты не сразу заметили маленького зрителя. Увидев, что ребенок пробивается к дирижеру, они отодвинули стулья, встали и освободили маленькой поклоннице проход к кумиру. Владимир Спиваков растроганно обнял девочку, с благодарностью приняв у нее цветы.
Зал аплодировал. Оркестр сыграл на бис. Зал снова взорвался в аплодисментах. Оркестр снова стал играть. И так продолжалось четыре раза. Был бы и пятый. Такое правило у «Виртуозов…»: играть столько, сколько просят. Но зрители с сожалением поняли, что музыкантов пора отпустить на отдых, и стали медленно покидать зал в надежде на новую встречу в Челябинске, где всегда рады услышать влюбленных в музыку «Виртуозов Москвы».
Автор: Ирина Дурманова