Григорий Ковалевский, директор оркестра «Виртуозы Москвы»: Нынешняя публика знает, в каких местах нужно аплодировать

Подмосковье. Ежедневные новости. № 212

от 19 ноября 2012

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова выступил в подмосковном Ногинске. Корреспондент «Подмосковья» Марина ВОРОНЕЖСКАЯ побеседовала с одним из его основателей — народным артистом России, солистом и директором оркестра Григорием КОВАЛЕВСКИМ.

— Григорий Ильич, «Виртуозы Москвы» уже третий сезон приезжают в Подмосковье, вы сами говорили, что любите здесь выступать. Почему? Публика какая-то особенная?

— Да, публика здесь действительно особенная. На самом деле, достаточно выехать за пределы Москвы — и это уже совсем другая публика. Люди в мегаполисе и за его пределами отличаются очень сильно. Жители провинции гораздо добрее и приятнее — это сразу ощущается на концертах. А с Подмосковьем у нас вообще особые отношения. У нас много совместных планов с Министерством культуры области. Например, мы организуем мастер-классы для учащихся музыкальных училищ, чтобы они имели возможность позаниматься с лучшими педагогами, профессорами консерватории. Кстати, хочу заранее проанонсировать: сейчас мы  как раз ищем площадку в Подмосковье для проведения мастер-классов в рамках Летней школы. И правительство Московской области готово во всем нас поддержать.

—  Как вы считаете, изменился ли слушатель за последние десять лет?

— Да, безусловно, изменился – и в лучшую сторону. Сегодня ходить на концерты классической музыки стало престижно. Башмет, Мацуев, Спиваков – имена, которые всегда собирают полные залы. Заметно улучшился и контингент зрителей. Люди в зале гораздо более подготовленные. Это видно даже по тому, что теперь публика знает, в каких местах нужно аплодировать.

— Недавно Владимир Спиваков вступился за зеленоградскую Детскую музыкальную школу имени Мусоргского, которую  собираются слить с Детской школой искусств имени Дягилева и художественной школой, объединив их в Зеленоградскую школу искусств. Как вы считаете, есть ли смысл в таком укрупнении? И как вы вообще оцениваете сегодняшнее состояние детского музыкального образования в России? Можно ли говорить о снижении общего уровня подготовки музыкантов?

— Мне кажется, любое укрупнение приведет к тому, что для кого-то из детей музыкальная школа окажется дальше от дома. Учитывая, что сегодня детям и так много задают в школе, этих лишних сорока минут на дорогу у них просто нет. Надо наоборот стремиться к тому, чтобы музыкальные школы были во всех районах. Тем более, что Зеленоград – это регион, для которого культура имеет особое значение. По поводу общего уровня, да – он, конечно, снизился, если сравнивать с тем, что было раньше. И нужно много раз подумать, прежде чем трогать десятилетиями сложившуюся систему музыкального образования. Во всяком случае, такие реформы, как укрупнение, точно ни к чему хорошему не приведут.

— Как, по-вашему, нужно ли детей в обязательном порядке, даже если не планируется их обучение в музыкальной школе, знакомить с классической музыкой?

— Вне всякого сомнения. И это нужно обязательно делать в школе. Раньше были хотя бы уроки пения. Хотя они и немного давали, но все же что-то было. Какой-то минимум, музыкальные азы, все равно детям необходимы. Классика может много дать, она развивает. Именно поэтому фонд Спивакова ведет очень большую просветительскую деятельность. Мы выступаем в маленьких городах. А молодые талантливые музыканты – стипендиаты фонда – приезжают с концертами в детские колонии, где выступают перед сверстниками. Чтобы для них блеснул хоть какой-то лучик надежды. Чтобы они поняли, что бывает по-другому, и должно быть по-другому.

— В концерте, который прошел в Ногинске, звучали произведения Моцарта, Россини, Боккерини и Пьяццолы. По какому принципу отбирался репертуар?

— Это просто очень легкая, воздушная программа, которая понятна каждому зрителю, доступна для восприятия. Не скажу, что шлягеры классики, но музыка, скажем так, не требующая специальной подготовки.

— В каком направлении сейчас развивается симфоническая музыка? Есть ли современные молодые композиторы, которые вам нравятся, – или, скажем так, все интересное закончилось на Шнитке и Губайдулиной? 

— Не хочу никого обидеть, но для меня, наверное, да. Во всяком случае, никаких новых имен я сейчас не могу вам назвать.

— А как вы относитесь к популярному сейчас музыкальному направлению classical crossover – синтезу классики с другими стилями – джаз, рок, фолк?

— Да, мы делаем такие проекты. На мой взгляд, это очень интересное направление. Например, мы играем много концертов с джазовыми музыкантами – с Игорем Бутманом, Даниилом Крамером. А еще у нас есть совместная программа с Земфирой.

Мы используем «cookies».

Что это значит?