• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Маэстро Владимир Спиваков разгадал код Шостаковича

    Аргументы и Факты в Беларуси

    от 8 декабря 2010

    С Минском у народного артиста СССР, руководителя знаменитого камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова связана одна история, а точнее, личное, очень важное открытие.

    — Много лет назад именно здесь, в Минске, я впервые дирижировал Камерной симфонией Дмитрия Шостаковича (в действительности, это версия Восьмого струнного квартета Шостаковича, транскрипцию которой специально для камерного оркестра сделал знаменитый дирижер Рудольф Баршай. — Ю. Т.) — произведением, которое меня потрясло. Эта музыка не оставляет душу в покое…

    Однажды я проснулся в 5 часов утра, разбудил жену, схватил партитуру и сказал: «Я понял, в чем здесь дело!» Эту симфонию композитор посвятил жертвам фашизма и войны. Но, как мне показалось, — это очень личное сочинение. Разбирая партитуру, я чувствовал: вот здесь Шостаковичу кажется, что его убили. А в последней части он смотрит на мир с небес. Меня не оставляла мысль, что Дмитрий Дмитриевич создал посвящение не только жертвам фашизма и войн, но и написал реквием по самому себе.

    Прошло пятнадцать лет с того момента. Дмитрия Дмитриевича не стало. Была издана книга «Письма к другу» с подзаголовком «Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману», которую я начал читать и в одном из писем вдруг наткнулся на слова: «Дорогой друг, вчера закончил Восьмой квартет. Я думаю, вряд ли кому-то придет в голову написать что-то в память обо мне, поэтому я написал квартет как реквием по самому себе». Я угадал. Это произошло в вашем городе.

    Я всегда возвращаюсь к произведениям Шостаковича. Он удивительно точно выразил свое кредо в пяти словах: Мудрость. Любовь. Творчество. Смерть. Бессмертие.

    — Говорят, над гением не властно время…

    — Любой гений впереди своего времени: поэт, музыкант, художник… Не случайно Анна Андреевна Ахматова сказала, что после смерти человека изменяются его портреты. Почему так происходит? Потому что мы все меняемся, меняется наше отношение к происходящему. Сегодня музыку Шостаковича, других композиторов, например, Альфреда Шнитке, слушают совершенно не так, как слушали раньше. Когда весной случилась трагедия в московском метрополитене, я в Большом зале Консерватории исполнял произведение Шнитке, и оно звучало так, как будто было написано по этому поводу.

    Гении опережают время на много лет вперед, но порой даже они сами не понимают, что же создали такое…

    Подарки Спивакова

    — В 1994 году был создан Фонд Спивакова, который помогает молодым и талантливым людям, среди них немало белорусов.

    — В Беларуси много подарков моих. Но, знаете, в Евангелии написано: когда правая рука делает добро, левая не должна об этом знать. Скажу только, что в Могилеве живет замечательная девочка — Аня Павлова, которая с двенадцати лет стипендиат моего фонда. Она прирожденный художник, театральный — так точно. Я очень надеюсь, что белорусское государство, Министерство культуры ей поможет, потому что она обладает большим талантом.

    Вообще, я привык доверять фактам, и то, что я вижу в Беларуси, говорит само за себя: у вас замечательный отреставрированный Большой театр оперы и балета. «Минск-Арена» появилась, где можно проводить большие концерты на любой вкус. Из недр вашей консерватории выходят кадры мирового уровня. Достаточно вспомнить виолончелиста Ивана Каризну, стипендиата Фонда Спивакова, которого мы поддерживаем с двенадцатилетнего возраста.

    Иван поступил первым номером в Парижскую консерваторию, где проходит обучение. С Григорием Ильичом Ковалевским мы умудрились уговорить одного богатого человека купить ему хорошую виолончель и смычок. Иван достоин этого. Как мне кажется, у вас все достаточно неплохо.

    — Как часто вы приглашаете молодых и талантливых музыкантов выступить на одной сцене с вами?

    — Недавно в Москве прошел концерт «Восходящие звезды в Кремле», который открывал прекрасный скрипач из Беларуси — Павел Батян: он играл в сопровождении нашего оркестра. Еще мы приглашали на один из концертов вашу белорусскую девочку Анастасию Олесюк, которая играет на гобое, но она, к сожалению, заболела. … Есть трубач Кирилл Солдатов. Хочу о нем сказать отдельно: он с девяти лет в моем фонде, мы помогли ему, так сказать, оформиться, потому что в России обучение на духовых инструментах — слабое место. В течение нескольких лет фонд устраивал для Кирилла поездки на мастер-классы к выдающемуся французскому трубачу Морису Андре. Это великий трубач! Он преподавал в Цюрихе. И когда я встретил его последний раз в коридоре консерватории, потому что тоже там преподавал (собственно, из-за того, чтобы детей из моего фонда брали на учебу), Андре рассказал, как недавно выступление Кирилла заставило его прослезиться. Сегодня он солист Национального филармонического оркестра России.

    — Почему лучшие ученики уезжают учиться за границу?

    — Я далек от мысли рассматривать страны отдельно: здесь, там… Мир один. И Беларусь уже Европа. Поэтому, когда экономика позволит найти средства для привлечения сюда больших педагогов, то, поверьте, никто не будет уезжать. А те, кто уезжает, как правило, хотят вернуться назад.

    — Для хороших музыкантов очень большая проблема — хорошие инструменты. Ваш фонд помогает решать этот вопрос, приобретая инструменты великих мастеров, которые стоят очень дорого. Неужели нет современных Страдивари, которые были бы в состоянии сделать гениальную скрипку или виолончель?

    — Трудно воспитать нового Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Точно так же трудно вырастить новых Страдивари, Гварнери… Поскольку сегодня мир движется, говоря современным языком, по пути модернизаций, инноваций и нанотехнологий, то в наше время часто забывают о том, что такое искусство. А это большая духовная работа. Мало изучить состав лака, необходимую толщину дерева. Недостаточно использовать все инструменты, которыми работали старые мастера. Существует то, чему нельзя научить. Чехов назвал это двумя простыми словами: Божья искра.

    Вокруг света

    — Маэстро, удивительно, как вы смогли выкроить время в своем графике, чтобы приехать в Минск?

    — У меня самого это вызывает большое удивление. Мы только что вернулись с оркестром «Виртуозы Москвы» из огромного турне по Америке: гастролировали по крупнейшим городам. Буквально через день после возвращения мы играли в Москве на концерте «Восходящие звезды в Кремле». После этого я умудрился принять участие в концерте в Доме музыки. А 9 декабря я вылетаю в Израиль, где состоятся наши гастроли, потом в Турцию, Францию, Швейцарию, Москву, Уфу, а там уже и Новый год не за горами, который я буду встречать дома.

    Меня один журналист спросил: «Это ваши планы на год?» (Смеется.)

    — Когда в Беларуси состоится следующий фестиваль «Владимир Спиваков приглашает»?

    — Я не склонен проводить фестивали ежегодно. Публика должна немного соскучиться. Посмотрим, как пройдет этот фестиваль, и будем думать в перспективе.

    Юлия Тельтевская

    Аргументы и Факты в Беларуси  (от 08 декабря 2010 г.)

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?