• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • “Музыка научает человека быть достойным счастья…”

    Вечерняя Уфа

    от 18 июня 2013

    В минувшую пятницу в Башкирском государственном театре оперы и балета прошел концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». И конечно же главным действующим лицом вечера был народный артист СССР, дирижер Владимир Спиваков, которому под бурные аплодисменты публики руководитель Администрации Президента РБ Владимир Балабанов вручил орден «За заслуги перед Республикой Башкортостан».

     

    Это вполне закономерный знак внимания к знаменитому музыканту, поскольку в течение пятнадцати уже лет в нашем регионе действует отделение Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова (открыто 11 июня 1998 года), стипендиаты коего находятся в зоне пристального внимания маэстро. Собственно, и нынешнее выступление, самое активное участие в подготовке которого приняли Администрация Президента Республики Башкортостан и Министерство культуры РБ, носило благотворительный характер. Ведь суммы, вносимые за билеты поклонниками и музыки, и «Виртуозов», и Владимира Теодоровича лично, обернутся помощью одаренным детям из нашего края, а также больным ребятишкам, которым необходимо дорогостоящее лечение. А организаторами концерта выступили наше отделение Фонда Владимира Спивакова, Благотворительный образовательный фонд «Мархамат» (программа последнего «Линия сердца» направлена на поддержку тех малышей, подростков и юношества, чье здоровье требует пристального внимания), а к ним присоединилась Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

     

    Владимир Теодорович всегда мыслил и мыслит изящно, о чем свидетельствуют и его публичные выступления (в том числе и в Уфе), и интервью в средствах массовой информации. И при том высокие категории, к которым в этих беседах обращается главный дирижер «Виртуозов Москвы», он умеет подать просто и без ложного пафоса. Так было и на сей раз. С благодарностью приняв орден, Владимир Спиваков ушел от риторики и, поделившись с залом впечатлениями своих оркестрантов, днем дававших мастер-классы начинающим музыкантам из Башкирии, сказал:

     

    — Потрясающие дети, с чем я вас и поздравляю! Ребенка надо учить музыке. И не только потому, что речь идет о красоте. Помимо этого музыка дарует человеку такие понятия, как нравственность, и научает его быть достойным счастья.

     

    А затем состоялся концерт, в котором вместе с прославленным коллективом на сцену поднимались изумительная пианистка, лауреат Международных конкурсов Маргарита Шевченко и стипендиаты Фонда Владимира Спивакова — двенадцатилетний ученик Среднего специального музыкального колледжа Тимофей Владимиров (его педагог по классу фортепиано Татьяна Погодина невероятно волновалась в этот час в ложе, выходящей прямо на подмостки); семнадцатилетний виолончелист Искандеор Ханнанов (ныне учится в ЦМШ при Московской государственной консерватории, а в нашем ССМК занимался у «играющего тренера» Марка Афанасьева, в процессе вечера также следившего за происходящим из упомянутой выше ложи); студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории, вокалистка Диана Нурмухаметова.

     

    Завершала концерт, не считая «бисов», «Прощальная» Йозефа Гайдна (симфония № 45 фа-диез минор).

     

    …В достославные времена оркестранты ставили на пюпитры возле нот свечи. И в пятой части «Прощальной», один за другим покидая сцену, они гасили крохотные язычки пламени и исчезали в темноте…

     

    Старые пюпитры, о которых, кажется, Дэвид Вейс упоминал в своем романе «Возвышенное и земное», ныне уступили место современным пультам с прикрепленными к ним лампочками в матовых колпачках. Но оттого 45-я не приобрела оттенков нынешней эпохи, не «пострадала», безусловно, перекликаясь с днем сегодняшним в сущностных вещах. В событиях, чье глубинное начало помогает нам понять и оценить взгляд из другого века. Да, и в этом смысле, такая музыка необходима и всегда уместна. О красоте уж и не говорю.

     

    …»Виртуозы» вставали, уходя, тушили лампочки на пультах и тихо исчезали со сцены, все больше погружавшейся во мрак. И вот на ней остались только двое… И Спиваков, фактически в последние минуты сменивший дирижерскую палочку на скрипку, «задул» последний огонек, и тишина накрыла зал. Мгновение, другое… И он взорвался оглушающей овацией. И хлынул свет, как будто бы с небес…

    Илюзя КАПКАЕВА.
    НА СНИМКАХ: дирижирует Владимир Спиваков; на сцене — Искандеор Ханнанов и «Виртуозы Москвы».
    Фото Александра ДАНИЛОВА

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?