На сцене — оркестр «Виртуозы Москвы» и легендарный дирижер Питер Гут
Минувшим вечером оркестр «Виртуозы Москвы» открыл филармонический цикл концертов по мановению смычка Питера Гута. Именно смычка, а не дирижерской палочки. Как и бессменный руководитель «Виртуозов» Владимир Спиваков, маэстро из Австрии тоже совмещает сольную карьеру с руководством оркестром, и дирижировать предпочитает, играя роль первой скрипки. Вниманию публики он представил программу «От менуэта до вальса — истоки венской музыки». Рассказывают «Новости культуры».
Этот дирижер знает о венской музыке буквально все. И если остались какие-то секреты, то это только сам Гут, который в совершенстве владеет венской традицией – тандем легендарного австрийца и «Виртуозов Москвы» обещан давно. И все ждали эту встречу – маэстро, музыканты, публика. Прорваться на этот концерт, рассчитывая на лишний билетик, было бы большой удачей в этот вечер.
«Через три дня после того, как были вывешены афиши, этот абонемент был продан, это счастье, радость, аншлаг. Когда люди приходят, а ты говоришь: «Извините, у нас нет билетов, но я вас посажу». Это радость», — признается худрук оркестра «Виртуозы Москвы» Григорий Ковалевский.
Он знает этот зал – в 82-м Питер Гут играл здесь со своим оркестром «Штраус-Фестиваль». Теперь «Виртуозы Москвы» — детище Владимира Спивакова – однокашника Питера Гута. Они учились в классе Давида Ойстраха в Московской консерватории. В руках маэстро – скрипка. Гут дирижирует по старой венской традиции, заложенной семьей Штрауса.
Он чувствует все нюансы венской музыки. Этот изящный, бравурный стиль – обманчивая легкость, цену которой знают профессионалы. Кажется, еще чуть, чуть, и Гут сам будет танцевать польки и вальсы.
«Я знаю, как быстро объяснить эти маленькие вещи. Самое главное аккомпанемент вальса, очень трудно играть музыку, вопрос стиля. Где играть много повторов, надо найти в нотах, где надо играть», — объясняет дирижер Питер Гут.
200 оркестров мира подчинились этой руке, виртуозно владеющей не только дирижерской палочкой, но и смычком скрипки. Оркестры Лондона, Токио, Сан-Франциско, Санкт-Петербурской филармонии. «Виртуозы Москвы» к этой встрече готовились основательно и задолго. Знали — Гут педантичен, небрежного отношения к музыке не прощает.
«Большая бережность нотного материала. Выполнение всех пожеланий композиторов, это связано с тем, что он — один из лучших знатоков. Нам приятно работать с человеком, который точно знает, что он хочет, это важно», — говорит заслуженный артист России Алексей Лундин.
Питеру Гуту хватает одной репетиции, чтобы концерт получился не забываемым. Но с «Виртуозами» репетировал по дирижерским меркам долго – три дня. Шлифовал, корректировал, вдохновлял.
«Он замечательно чувствует и понимает музыку Штрауса», — отметил музыкант оркестра Андрей Березин.
Питер Гут и «Виртуозы Москвы» — Москва почувствовала дух танцевальной Вены, хранящей почти двести лет верность королю вальсов.