Новотроицк рукоплескал «Виртуозам Москвы»

Орский вестник

от 9 октября 2013

Все-таки музыка – это волшебство. Достается тебе, допустим, пригласительный на «Виртуозов Москвы» под руководством Владимира Спивакова. А ты в общем-то не большой ценитель струнных оркестров. Но идешь, конечно, – ведь все идут. Усаживаешься в партере, машешь знакомым ручкой, стоя приветствуешь музыкантов. Дирижер, как по писаному, взмахивает палочкой, и начинается музыка. А у тебя – нет, не замирает дыхание. Чтоб так сразу – это только в сказках бывает. Ты просто смотришь на сцену и поначалу не замечаешь в себе перемен. Но когда концерт окончен, чувствуешь, что тебя немного потряхивает, что в душе поселилось что-то счастливое. И от этого ты улыбаешься.

 

«Виртуозы Москвы» – государственный камерный оркестр под руководством Народного артиста СССР Владимира Спивакова – действительно отыграли концерт в новотроицком ДК «Металлург» в понедельник. Причем в отличие от столиц и заграниц билеты в кассе за бешеные деньги не продавались. Концерт был организован при поддержке компании «Металлоинвест» для жителей Новотроицка, работников «Уральской Стали» совершенно бесплатно. «Виртуозы Москвы» проехали по всем городам присутствия компании, Новотроицк стал завершительным этапом этого благотворительного турне.

 

– За время почти что 35-летнего существования «Виртуозов Москвы», думаю, мы стали частью географии. Не только потому, что в оркестре играют высококлассные музыканты, которые преданы своему ремеслу, но и потому, что мы любим людей, – откровенно поделился со сцены маэстро. – Для нас никогда не существовало ни маленьких городов, ни маленьких людей. Я благодарен акционеру холдинга «Металлоинвест» Алишеру Усманову за то, что он понял, насколько это важно – дарить людям красоту. Мы играем для вас так же, как и в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Москве и Вене. В сентябре гастролировали по Сибири и не смогли выступить в Комсомольске-на-Амуре, потому что там затопило театр. После выступления в Хабаровске отдали весь гонорар пострадавшим.

 

– Мы благодарны Владимиру Спивакову и оркестру «Виртуозы Москвы» за то, что они совместно с нами реализовали этот проект, – сказала директор по социальной политике и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест» Юлия Мазанова. – Кроме концертов, которые были даны во всех городах присутствия компании «Металлоинвест», артисты оркестра занимались с воспитанниками детских музыкальных школ, давали мастер-классы. Думаю, это общение музыкантов с детьми и педагогами стало незабываемым. А атмосфера, которая сегодня присутствовала на концерте, дает ощущение радости жизни и весны на душе в любое время года, что редко можно почувствовать в сегодняшних непростых условиях.

 

По словам Юлии Борисовны, маэстро Спиваков и музыканты оркестра с большим желанием согласились участвовать в благотворительных концертах Металлоинвеста. И это неравнодушное отношение, безусловно, чувствовали зрители. Оркестр встречали и провожали стоя. Желающих послушать музыку в исполнении «Виртуозов Москвы» было так много, что стулья пришлось ставить даже на сцене. Солистов Викторию Зяблицкую и Алексея Неклюдова, а также самого Владимира Спивакова задарили цветами – на составление букетов, наверное, ушли запасы всех цветочных магазинов в округе.

 

Металлоинвест планирует продолжать проект, в рамках которого, кстати, в Новотроицке в свое время выступал Санкт-Петербургский драматический театр Льва Додина. Подробности следующих гастролей пока неизвестны, но в Металлоинвесте утверждают, что великие артисты еще не раз посетят Новотроицк.

 

–Владимир Теодорович, каким вам показался зал? Ведь мы все-таки провинция и не избалованы выступлением мастеров мирового уровня…  – поинтересовались мы у маэстро по окончании вечера.

– Провинция для меня – это и есть Россия. Моя мама – блокадница Ленинграда, отец – фронтовик. И мне прекрасно известно, что такое глухая провинция, благодаря которой, собственно говоря, войну выиграли. Иной раз люди не верят, что Спиваков будет выступать в каком-нибудь далеком городке, но мы действительно приезжаем. Ведь живущие здесь тоже нуждаются в духовной пище. График работы у нас непростой, но он стоит той теплоты, которую мы чувствуем в провинциальных залах, это всегда приятно. Слово «культура» произошло от латинского корня, который означал «возделывание», и только потом по смыслу добавились воспитание, просвещение и так далее. Посмотрите, какие глаза были у публики после концерта. Люди пришли одними, а ушли немного иными – возвышенными. Человек в состоянии меняться, все зависит от того, к чему взывать.

 

– Говорят, что когда музыкант играет, он общается с Богом. О чем у вас этот разговор?

– Я просто счастлив, что еще выхожу на сцену, играю, дирижирую, что меня никто не неволит. Работаю с людьми, с которыми мне хочется работать, поддерживаю молодых, помогаю детям. Полтора месяца назад благодаря участию нашего благотворительного фонда в этой жизни остался маленький человек – полуторагодовалая девочка, которой сделали операцию на сердце. Это большое счастье. И видимо, Господу нравится то, что я делаю, раз он меня держит. Важно двигаться в заданном направлении, как сказал академик Сахаров, не изменять себе.

 

– Сегодня на сцене мы видели немало молодых лиц. Как вы оцениваете уровень профессиональной подготовки подрастающего поколения?

– У молодежи, конечно, сложности. Нельзя начинать учить ребенка музыке с 12 лет. С одаренными детьми нужно заниматься с самого раннего возраста, и это должно быть системой.

 

– Какими качествами должен обладать музыкант, чтобы попасть в камерный оркестр «Виртуозы Москвы»?

– Во-первых, он должен быть хорошим человеком. У нас есть правило – не обижаться. Хотя не припомню, чтобы за 30 лет я хотя бы раз на кого-то повысил голос. Кроме того, человек должен чувствовать себя свободно, иметь возможность профессионального выбора. Что касается мастерства, то требования очень высокие. И пока что нам есть из кого выбирать.

 

– У вас в оркестре всего одна женщина. Почему такая дискриминация?

– Было две, но одна заболела (смеется). Но я обычно останавливаю свой выбор на мужчинах, вы правы. Представьте себе: сентябрь, Улан-Удэ, Абакан, Магадан, Челябинск, Южно-Сахалинск. Чемоданы, перевалы, перемена времени, пищи, воды. Выдержать такой ритм жизни непросто, а женщин нужно беречь.

 

– Есть ли у вас собственные музыкальные предпочтения? Быть может, что-то вам играть проще или интереснее?

– У меня такой огромный диапазон, что о предпочтениях говорить сложно. С «Виртуозами» это одни сочинения, с Большим оркестром – другие, с певцами – третьи. Например, 23 октября в Москве будет открытие фестиваля, где прозвучат Вагнер, Малер и Шостакович. Продолжатся благотворительные концерты в помощь пострадавшим на Дальнем Востоке. Мне страшно представить, что будет с наступлением морозов с теми людьми, которые остались без крова. А сегодня по радио услышал, что вместо детей из пострадавших семей отдыхать к морю поехали дети чиновников. И как только людям совесть такое позволяет…

 

– Бывая во всех уголках России, замечаете ли вы, что совести становится меньше?

– Нет, совесть у большинства людей есть. Но им трудно, потому что в жизни создана масса искусственных препятствий. Не хочу сказать, что у нас нет свободы. Наоборот, ее столько, что трудно себе представить. Но есть вещи, которые нужно менять, а их будто не замечают.

 

– Владимир Теодорович, вы побывали в четырех городах присутствия Металлоинвеста. Удалось ли выкроить время, чтобы увидеть непосредственный труд этих людей?

– Мы были на Лебединском ГОКе. Впечатление просто космическое! Я не мог представить себе, что это такая красота. И сложно было вообразить, что в этих карьерах работают те самые люди, которые приходили ко мне на концерты.

 

– Чего бы вы хотели пожелать нашим оренбургским детям, которые сейчас учатся музыке?

– Дети – это самое светлое, что есть на этом свете. Обратите внимание – когда ребенок играет на инструменте, у него не лицо, а лик. У детей нужно учиться всему: чистоте, удивительной фантазии, добру, доверчивости, которую невозможно поколебать. Они остро чувствуют отношение к ним. Например, у нас в фонде есть программа «Дети на обочине», когда оркестр приезжает играть в колонии. Ведь дети не рождаются преступниками, а попадают за решетку под влиянием взрослых. Подаренные инструменты, мастер-классы, помощь в жизненно важных операциях – это не самоцель фонда. Главное, что дети чувствуют, что они любимы. Чужими людьми. И рождаемое ответное чувство они несут в этот мир.

 

Эвридика Поважная

Мы используем «cookies».

Что это значит?