• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • «Олигархи духа»

    Истоки

    от 22 декабря 2010

    Только что вернувшись с триумфальных гастролей по городам Америки и Израиля, наш выдающийся земляк Владимир Спиваков с неразлучной московской командой «Виртуозов» собирается посетить малую родину. Несмотря на пугающий своей плотностью концертный график, он всегда находит место для географической точки с названием Уфа.

    В канун Нового года нас ждет замечательный праздник, когда со взмахом «волшебной» палочки маэстро зазвучат страницы партитур, наполняя пространство зала музыкой столетий.

    В компании «Виртуозов»

    До сих пор нет исчерпывающего ответа – в чем же секрет неослабевающей популярности камерного оркестра «Виртуозов Москвы»? Скорее всего, в том, что очевидно каждому любителю музыки, – их блистательный талант, неукротимая энергия и священное обожание прекрасного.

    Их недавнее гастрольное турне проходило в преддверии Года России в Америке. Следующий год не станет исключением, и «Виртуозы» Спивакова вновь отправятся за океан.

    В этом сезоне их встречали в самых крупных городах США – в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско… Выступления московских артистов проходили при аншлагах, и в каждом городе не приходилось сомневаться, что в зале соберется все местное русскоязычное сообщество. Нью-йоркская публика, избалованная вниманием звезд первой величины, умеет отличить настоящее от подделки. Она может повторить за Оскаром Уайльдом его знаменитый афоризм: «У меня непритязательный вкус, мне достаточно самого лучшего». В самом деле, российский дирижер и его блистательная команда давно уже стали брендом мировой музыкальной культуры. Еще к 50-летию артиста Российский Космический центр присвоил имя Спивакова одной из малых планет.

    …Выигравший престижные конкурсы в Монреале, им.  Чайковского в Москве, в конце 1960-х годов Владимир Спиваков начал блестящую сольную карьеру скрипача. Но, как он рассказывал американским коллегам, ему «в конце концов стало скучно от одинокой жизни солиста». И добавил: «Я люблю компанию».

    В 1979 году он собрал группу единомышленников и объединил их в ансамбль «Виртуозы Москвы», теперь уже перешагнувший порог своего тридцатилетия. Из той легендарной «компании» сегодня в оркестре остался лишь незаменимый контрабасист Григорий Ковалевский. И конечно, сам Владимир Спиваков. По его мнению, нынешний состав играет лучше, чем когда бы то ни было. Музыканты достигли единства и внутренней исполнительской свободы, которых не хватало после распада первых «Виртуозов».

    Бессменным солистом оркес­тра в американском турне был пианист Александр Гиндин, обладающий лучшими качествами ансамблиста. Победитель конкурса им. Чайковского и серебряный призер конкурса им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, он часто играет в фортепианном дуэте с высококлассным музыкантом Николаем Петровым, отличающим виртуозное мастерство и звуковую изысканность молодого партнера.

    В любом городе помимо классической программы из произведений Боккерини, Моцарта, Шостаковича и Шнитке музыканты оркестра с удовольствием дарили публике «бисы» – популярные сочинения Чайковского, Брамса, Пьяццоллы.

    И как дирижер, и как солист Спиваков обладает редким даром передавать залу воодушевление своей энергетикой и обжигающим темпераментом. Слушая скрипку Страдивари в руках Спивакова, мы не замечаем, как оказываемся в том поднебесном мире, где звезда с звездою говорит. Американская пресса не поскупилась на восторженный отзыв о «потрясающем исполнении соло в Сонате А. Шнитке», где изящный голос скрипки поддерживается барочным звучанием клавесина.

    А вот о нем в качестве дирижера после исполнения Симфонии № 4 «Дом дьявола» Л. Боккерини: «Московские музыканты украсили бурную часть произведения пламенной точностью и четко обозначенными образами. Заключительная часть пронеслась волнующим вихрем благодаря отшлифованному звуку их смычка». И на зрителя обрушилась радость могучей работы, которая напиталась волшебной энергией звуков.

    Десять лет назад артист открыл свой абонемент «Владимир Спиваков приглашает…», ставший культурной программой жизни московских меломанов. А нынешней весной он получил новую прописку в Перми. Здесь каждый филармонический сезон проводится фестиваль оркестров «Симфонический Олимп», куда съезжаются лучшие исполнительские коллективы России. Фестиваль был насыщен концертами, благотворительными акциями, мастер-классами… Этот форум, вызвавший у слушателей большой интерес, стал олицетворенным торжеством и праздником музыкального искусства.

    Остается только позавидовать соседнему региону и помечтать, как было бы здорово, если бы абонемент «Владимир Спиваков приглашает…» открылся в Уфе.

    Восполняя дефицит любви

    Щедрый на слова и поступки, в своей деятельности музыкант не знает границ, утверждая, что его усилия филантропа являются, «вероятно, самым важным делом, которым он занят», и считает, что «сегодня самый большой дефицит в мире – это дефицит любви».

    В 1994 году он создал Международный благотворительный фонд, целью которого является поддержка молодых талантов стипендиями и грантами, улучшение жизненного уровня сирот и детей-инвалидов. «Когда Советский Союз распался, – объясняет он, – больше всего в первые годы страдали старики и дети. Я спросил себя: “Что я могу сделать?”» Так и был создан фонд, куда этот миссионер и присоединившиеся к нему музыканты с добрым сердцем вкладывают часть своих гонораров от выступлений.

    За шестнадцать лет сущес­твования фонд оказал помощь более чем 10000 детей. В 1998 году среди них появились и первые уфимские стипендиаты – Антон Павловский (виолончель) и Чингис Ханнанов (скрипка). Маэстро не ошибся: сегодня в музыкальных кругах столицы (и не только) знают эти имена. Прошло уже двенадцать лет, как Владимир Теодорович привез в дар своим землякам скрипку и торжественно передал ее в Среднюю специальную музыкальную школу.

    Человек-праздник, он любит делать подарки. 2006 год оказался знаменательным для Башкирского театра оперы и балета, когда маэстро украсил экспозицию его музея привезенными из Парижа буклетами и фотографиями Рудольфа Нуреева.

    В жизни каждого стипендиата фонда встречу с Владимиром Теодоровичем можно считать не просто счастьем, но подарком судьбы. Для них это добрый волшебник, который приходит со страниц сказок. Ведь задача музыканта «чувствовать, что он может сделать кого-то счастливым». «Я хочу, – говорит Спиваков, – чтобы дети верили в чудо!»

    Поверил в чудо и наш юный земляк Искандер Ханнанов, обучающийся в московской ЦМШ, когда этим летом дирижер привез ему из Франции королевский подарок – красавицу-виолончель в пару с великолепным смычком. В семье Ханнановых об этом не могли даже и мечтать и щедрый дар музыканта восприняли с глубокой благодарностью.

    Наступит торжественный и волнующий момент, когда прославленный артист и наш «Золотой Щелкунчик» встретятся на уфимской сцене, где состоится презентация инструмента. Из рук «Главного Виртуоза» Искандер получит виолончель. И под смычком юного музыканта зазвучит ее пленительный голос, в котором откликнется благородная душа покровителя талантов.

    Ежегодно по весне Спиваков зажигает «звезды» своего фестиваля «Москва встречает друзей». На этом празднике высокой музыки дети имеют возможность выступить на большой сцене с российскими оркестрами и лучшими дирижерами.

    Без сценического опыта – живого контакта со слушателями – вряд ли может состояться профессионал. Оглядываясь на пройденный путь с детьми своего фонда, Владимир Теодорович, наверное, не припомнит точное количество юных талантов, выходивших с его «Виртуозами» на концертную эстраду.

    Но одному президенту управлять этим «островом сокровищ» не под силу. И в своем фонде он собрал целый штат надежных помощников, которых объединяет общее чувство – любовь к детям. Невозможно представить московский фестиваль, куда съезжается огромное количество юных музыкантов, без Екатерины Ширман. Она поистине правая рука Спивакова, координирующая работу фонда. И будни, и праздники – все ее забота: спланировать концертные программы, встретить, разместить и проводить гостей. Ничто не проходит без участия этой энергичной, преданной и верной соратницы основателя фонда.

    «Люблю Уфу, потому что здесь родился»

    В канун встречи с Владимиром Теодоровичем вспоминаются концерты прошлых лет, когда он приезжал с молодым Национальным филармоническим оркестром и камерным ансамблем «Виртуозов». И осознаешь, сколько душевной теплоты отдает нам импозантный господин с дирижерской палочкой Леонарда Бернстайна и скрипкой Страдивари. Но задумываемся ли мы, сколько приходится работать этому триумфатору?

    Ирина Архипова с грустью говорила о сценической жизни музыкантов: «Артисты всегда обязаны выступать “лучше себя”. Сцена – это коррида, в том смысле, что законы ее ничуть не менее неумолимы и безжалостны. И они тем безжалостнее, чем большего успеха добился артист, чем более он знаменит».

    И хотя Спиваков – артист гораздо больше своей популярности, всякий выход к публике для него – выпускной экзамен. Филигранная отточенность авторского письма, динамические контрасты и звучащее тепло создаются единством дыхания дирижера и всей его свиты, являющихся, по меткому выражению Юрия Башмета, «олигархами духа». И лишь благодаря им в наш жестокий век мы еще не утратили светлых чувств и веры в красоту жизни.

    Мы радуемся любой возможности общения с маэстро – будь то телевизионное интервью или концертная встреча. Ему часто приходится отвечать на интересующие зрителей вопросы, и всегда его речь образна, поэтична и остроумна.

    Перелистнем один из номеров газеты «Музыкальное обозрение» (24.10.10.), где руководитель «Виртуозов» дает интервью РИА «Восток-медиа». Здесь весь Спиваков – непредсказуемый и элегантный.

    – Маэстро, у вас есть «волшебная палочка» или вы всегда пользуетесь разными?

    – Конечно, есть. Это памятный подарок. Эта палочка никогда не играет фальшиво. Я могу ошибиться. Но не она.

    …В преддверии Нового года малая родина будет принимать дорогого гостя. И как всегда, этот повелитель вдохновенья, имея свободный доступ в любое человеческое сердце, подарит нам одно из чудес жизни – великое искусство музыки.

    Ольга Курганская

    Истоки (от 22 декабря 2010 г.)

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?