Питер Гут: Традиции Штрауса в стихии любви

"Большая Москва"

от 15 февраля 2016

В Москву приехал австрийский музыкант мирового значения Питер Гут

Неподражаемый виртуоз, он следует традициям Иоганна Штрауса. И, вместе с тем, дирижирует оркестром со скрипкой в руках! Его искусство завораживает, он получает приглашения со всех концов света, его рады видеть гостем на самых престижных фестивалях, участником гала-концертов со знаменитыми симфоническими оркестрами мира.

Привыкший к колоссальным нагрузкам, гастролям и репетициям, музыкант практически не имеет личного времени. К счастью, корреспонденту «БМ» удалось пообщаться с маэстро.

— Питер, вы часто путешествуете с гастролями по всему миру, много раз бывали в России и в различных городах, а свой первый приезд в Москву помните?

— Конечно! Впервые я оказался в Москве почти 50 лет назад, когда был студентом Московской консерватории. Причем я был первым студентом из Австрии, приехавшим стажироваться и учиться у самого Давида Ойстраха. Примерно в то же время мы познакомились с Владимиром Спиваковым, с которым в дальнейшем нас тесно связало искусство. Время, как сейчас помню, было очень интересное и насыщенное всевозможными событиями. Впрочем, и сегодня не приходится скучать. Мы до сих пор сотрудничаем с российскими коллегами. И доказательство тому – [праздничный концерт ]в Государственном Кремлевском дворце [с оркестром] «Виртуозы Москвы».

— А что повлияло на ваш профессиональный выбор? С чего вообще началась ваша любовь к музыке?

— Я родился в музыкальной семье. Мой отец был музыкантом, а мать – оперной певицей. Разумеется, это обстоятельство сильно повлияло на меня. Родители задали определенное направление моему развитию, в свои пять лет я уже умел обращаться со скрипкой. А в [12] я уже начал играть камерный концерт. Мы были почти дети, но сумели выиграть конкурс для трио — фортепиано, скрипка, виолончель.

Период моего обучения в России, конечно, связан с познанием русских композиторов, их творчества. А в 1978 году получилось основать собственный оркестр в Вене. Помимо этого, некоторое время занимался преподавательской деятельностью, был концертмейстером Симфонического оркестра Венского радио. Потом на преподавание времени практически перестало хватать. В 1982 году начал работать дирижером с большим оркестром.

— Вы больше кто – дирижер или все же скрипач?

— На сегодняшний день я и дирижер, и скрипач. Дирижирую со скрипкой в руках и играю на ней. Да, это редкость, но уже ставшая традицией (смеется).

— Расскажите о своей творческой деятельности за рубежом и в России?

— Помимо созданного мною «Штраус-оркестра», сотрудничал с мировыми ведущими оркестрами различных стран. Среди них Королевский филармонический оркестр Лондона и Симфонические оркестры Токио, Сан-Франциско, Цюриха. Работал над музыкальными программами в Нью-Йорке, ставил телевизионные версии оперетт в Мадриде. Вся жизнь моя проходит в гастролях. Я, пожалуй, затруднюсь назвать страны, в которых еще не бывал. Это, конечно, достаточно изнурительный график, но если представить себе 19 век, то в тех условиях гастролировать было бы куда сложнее. А мир все-таки знал великих музыкантов прошлого. Штраус приезжал в Россию.

— Санкт-Петербург или Москва..?

— Ох… И у нас есть столица, а есть Зальцбург. Он поменьше, но все-таки летом там проходят очень важные фестивали… Я себя хорошо чувствую в Петербурге, помню его еще Ленинградом. Очень красивый, спокойный город, много театров и музеев.

Москва для меня наполнена другими впечатлениями. Во-первых, я здесь жил и учился, здесь в каждом метре чувствуется, что это столица самой большой страны в мире, а в Петербурге такого ощущения нет. Я не могу выделить какой-то один город, все равно что спросить: какого сына любишь больше. А Россию я очень люблю, это мой второй дом.

— Есть ли какие-то отличительные черты в публике разных стран?

— Да, конечно! В каждой стране своя публика. Есть очень эмоциональная, она сразу в восторге от концерта, есть такие, кто сначала вслушивается, сосредоточенно вникает. Как, например, в Японии. А вот российская публика, наоборот, самая отзывчивая, вы умеете искренне восторгаться! Причем в России публика еще и подготовленная. На концерты люди часто приходят с цветами, а это очень приятно! Думаю, многое зависит еще и от особенностей менталитета.

Впрочем, в любой стране концерт завершается одинаково: овациями.

— У вас ведь много учеников? Расскажите, пожалуйста, о них.

— Действительно, учеников у меня много. Молодых отличает нехватка практического опыта. Но когда я играю вместе с ними, они начинают гораздо лучше чувствовать музыку.

Оркестр абсолютно все знать не может, дирижер должен направлять. Нужно уметь играть разнообразную музыку – и вальсы, и польки, и марши. Точно выстраивать ноты и смотреть, как должна идти музыка. Нужно понимать, что чувствовал и хотел сказать сам композитор.

— Поделитесь своими творческими планами.

— Планов много, без них неинтересно жить. Самое главное — искать новую музыку, ее так редко играют. У нас в Вене играл ансамбль «Авангард», и это музыка, с которой хочется знакомить публику.

Конечно, хочется продолжать бывать с гастролями в других странах. Интересно не просто приезжать, а возвращаться в какую-нибудь страну снова и снова.

Кстати, не так давно я стал дедушкой и теперь чувствую ответственность перед внуком, я должен научить его музыке. Это будет четвертое поколение музыкантов в нашей семье! Я всегда хорошо чувствовал музыку, но таланта к сочинительству у меня нет. Надеюсь, Фердинанд, мой внук, однажды откроет в себе этот дар.

— Как вы отдыхаете от концерта?

— О, для меня концерт это совсем не сложно! Это всегда праздник, и я на нем не устаю. Даже моя жена замечает, что на выступлениях я – один человек, приподнят духом, свеж и весел, а дома немного другой. У меня все же в обычной жизни куда более спокойный темперамент.

— Расскажите немного о предстоящей концертной программе в России.

— Это очень красивая и интересная программа. Вместе с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» мы будем выступать [с программой] Штраус-Гала в Государственном Кремлевском Дворце.

P.S. Стоит сказать, что корреспонденту газеты «БМ» удалось побывать на одном из совместных концертов Питера Гута и «Виртуозов Москвы» в Государственном Кремлевском дворце, посвященных Дню святого Валентина.

Программа была очень праздничной и насыщенной: «Русский марш», вальс «Весенние голоса», полька «В Павловском лесу», дуэты из оперетты «Венская кровь» в исполнении солистки Большого театра, обладательницы незаурядного голоса Алины Яровой и Олега Коржа, исполняющего ведущие партии практически во всех классических опереттах.

Впечатлили и солисты театра «Кремлевский балет» под руководством главного балетмейстера театра Андрея Петрова.

Автор: Дарья Смольникова

Мы используем «cookies».

Что это значит?