• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Спиваков подарил Омской филармонии скрипку за 10 тысяч евро в благодарность за прекрасный зал

    «Вечерний Омск - Неделя»

    от 19 октября 2011

    Комплименты слушать всегда приятно. Особенно когда их раздаёт такая звезда мирового масштаба, как Владимир Спиваков. В адрес города, название которого (будем честными) знает, наверное, не каждый москвич, не говоря уже о европейцах.


    Маэстро посетил Омск в минувший четверг и просто засыпал эпитетами в превосходной степени наш новый Концертный зал, попутно сравнив его с лучшими мировыми площадками. А подкрепил он свои восторги великолепным подарком для Омской филармонии в виде скрипки за 10 тысяч евро работы французского мастера Даниэля Деффура.

    Достойный зал для частых выступлений

    Спиваков – человек занятой. Только до конца этого года ему предстоят концерты в Белгороде, Курске и Калининграде. Затем – работа над оперой Чайковского «Иоланта» для записи с Анной Нетребко. Потом фестиваль, после – в Берлин, затем – большое турне с Национальным филармоническим оркестром в Германии: 10 или 12 городов. Не у всякого человека такой напряженный график на год. Тем приятней осознавать, что он находит время для частых визитов к нам. В этот же раз Спиваков, сидя на пресс-конференции, просто сиял:

    – Хочу поздравить всех омичей и гостей города с таким залом. Скептики не верили в то, что он может быть. Раньше эта сцена была нафталиновыми воспоминаниями о советской власти. Воздух был тяжелый, ужасные гримерки, кошмарная сцена; ощущение, будто в бараке играем. И вдруг сегодня до концерта пришел сюда и послушал, как звучит оркестр. Необыкновенно важным элементом развития коллектива является акустика зала. Все замечательные оркестры, которые сейчас существуют в мире, росли в замечательных залах. Когда я пришел, не узнал не только сцену, но и звук. Услышал, как тонко, мягко звучит оркестр. Слышно каждый нюанс, все голоса. Ну, чудо, честно говоря! Тем более что это все получилось рядом с храмом.

    Кстати, такая высокая оценка стала несомненным гарантом того, что Владимира Теодоровича теперь мы будем видеть часто. Он однозначно подтвердил, что в 2013 году состоится Третий конкурс им. Ю. Янкелевича, почетным президентом которого он является. Причем его подготовка уже активно ведется. Известен состав жюри, в котором не будет его прежнего председателя – Александра Брусиловского. По мнению Спивакова, это сделает конкурс честнее. А этот критерий для великого дирижера самый важный. В свое время он даже отказался от судейства в конкурсе им. Чайковского из-за наличия в жюри специалистов с хорошими навыками «подводного плавания».

    – На предыдущих конкурсах имени Янкелевича намечалась некоторая несправедливость, – признался Спиваков. – Я не люблю, когда людей обманывают. Ни в крупном, ни в мелком. Была какая-то ангажированность. Потому что нельзя сажать в жюри отца, сын которого участвует в конкурсе. Жюри будет возглавлять выдающийся музыкант и ученик Янкелевича – Михаил Копельман. И еще два ученика будут – это Ирина Бочкова и Еремей Цукерман. Также судить конкурс будут педагог Борис Кушнир, профессор Вера Цю, Элизабетта Гаретти, которая проявила себя здесь очень честным членом жюри. В общем, мне кажется, что должно быть все хорошо.

    С Брусиловским разошлись мирно. Драки с ним никакой не было, тем более что он меня бы не победил (Спиваков занимается боксом. – Прим. авт.). Я ему все объяснил и надеюсь, что это будет для него хорошим уроком.

    Владимир Спиваков о новом фестивале в апреле 2012 года: – Мы дадим несколько концертов с Национальным филармоническим оркестром. Мне хочется услышать этот звук, я уже предвкушаю, как сядет большой оркестр и окутает всё здесь своим звучанием. И к тому же я хочу показать здесь ещё один проект, который мне кажется очень интересным. Суть в следующем: идёт фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» с живой музыкой. Впечатления незабываемые. Это и для детей, и для взрослых

    Спиваков – многодетный отец

    Я думаю, ни для кого не секрет, что Спиваков активно поддерживает молодых музыкантов. Причем не только материально или наставнически, но и дает им главную возможность – выступать на сцене с самыми именитыми музыкантами страны. В этот раз маэстро не изменил себе и продемонстрировал омичам таланты юных Даниила Харитонова, Анастасии Кобекиной и Кристины Бикмаевой. Хотя сам Владимир Теодорович признался, что его меценатские интересы ограничиваются не только музыкой. Фонд его имени активно поддерживает еще и молодых художников.

    – В ближайшее время пройдет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», – рассказывает он. – Я провожу его раз в два года. В этом году в рамках этого фестиваля я представлю воспитанницу моего фонда. Я узнал ее, когда ей было двенадцать лет. Приехал в Могилёв, где местная художественная школа показывала работы своих учеников. И вдруг вижу совершенно чудесные рисунки. Оказывается, что автор – маленькая девочка, которая стоит рядом. Я интересуюсь ее именем, и оказывается, что ее зовут Аня Павлова. И она, побывав всего раз в жизни в музее, не знает ни что такое пуантилизм (она работает в этой манере), ни ярких представителей этого стиля – Синьяка или Сера. Просто вот такая талантливая девочка выросла. Ну конечно, ей была оказана всесторонняя помощь.

    Как меня находят такие дети? Я всегда говорю, что дети как птицы. Они летят туда, где тепло. У нас бывает очень много выставок. И кстати сказать, самые интересные работы – издалека. Например, с острова Сахалин. Там, как говорится, у детей «незамыленный» глаз. Они там более свободны.

    Следить за судьбой всех моих подопечных я, конечно, не успеваю. У меня знаете, сколько таких детей? Я ведь очень многодетный отец. Думаю, что вряд ли у кого- нибудь в России есть такое же количество детей. Следят за ними люди, которые работают в фонде.

    Суровая мужская профессия – дирижёр

    Чтобы организовать свою работу, найти общий язык со всеми членами и фонда, и оркестра «Виртуозы Москвы», Спивакову, на мой взгляд, нужно быть не просто талантливым музыкантом. Он должен быть даровитым учителем и психологом, который с ходу разрешает любой конфликт и имеет связку ключей к каждому человеку, чтобы добиться гармоничного сосуществования. Поэтому меня всегда интересовало, как он этого добивается.

    – Ой, это самый трудный вопрос в жизни: как добиться гармонии? Марина Цветаева сказала, что на созвучиях построена гармония. Исходя из этого – некоторые вещи просто не нужно портить. И потом я уважаю людей, с которыми я работаю. Даже самый маленький человечек, который попадает к нам в фонд, чувствует уважение и любовь. Мне даже детишки некоторые звонят и делятся наболевшим. Вот вчера, когда я ехал в аэропорт, мне по- звонил одиннадцатилетний Рома Болдырев и рассказывал, как он готовится к экзаменам, всё очень трогательно. А однажды я болел, и вдруг он приехал ко мне с какой- то коробкой. Я говорю: «Что это такое?» Он отвечает, что испек мне пирог, а еще положил шоколад, печенье, курагу – в общем, всё, чтобы я не болел. Пирог, конечно, оставлял желать лучшего, но я честно попробовал.

    – Владимир Теодорович, а дирижер – это мужская профессия? Ведь дирижеров-женщин практически нет…

    – Я не буду говорить, что женщины на это не способны. Они способны на гораздо большие вещи, чем мужчины. Они чаще управляют миром, чем мы. Но так случилось, что в этой профессии больше представителей сильного пола. Дирижер – все-таки – человек во фраке. Но среди шахтеров тоже больше мужчин, скажем так… (Смеется.)

    Людмила Родина

    «Вечерний Омск — Неделя» (от 19 октября 2011 г.)

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?