«Виртуозы» играют на нежнейших струнах души Шуберта
Францу Шуберту, любимцу всех времен, Владимир Спиваков посвятил целый абонементный цикл в Светлановском зале Дома музыки (2012-2013). <…>
Третий вечер шубертовского цикла (14 марта 2013) Спиваков провел со своими родными «Виртуозами Москвы». Снова – два инструментальных сочинения «по краям» жизнетворчества композитора: Пятая симфония си-бемоль мажор (написанная в 19 лет) и Квартет №14 «Смерть и девушка» ре минор («позднего» периода) в переложении для камерного оркестра Г.Малера. Иным жанром стало «Salve Regina» для сопрано и струнного оркестра, с солисткой Анной Аглатовой.
Оба инструментальных произведения Спиваковым уже не раз включались в программы. Начал концерт Спиваков с минорного Квартета №14 в переложении для оркестра. Любящий «докапываться» до истории создания исполняемых сочинений, дирижер хорошо представил себе биографическую ситуацию: Шуберт узнает о роковом диагнозе, не предвещающем ему долгой жизни, и вставляет в Квартет ранее написанную песню «Смерть и девушка». Весь Квартет, во всех его четырех частях, он пронизывает драматизмом, тревогой, но также и решительной бетховенской «схваткой с судьбой». Спиваков с «Виртуозами» с большим пониманием передают настрой каждой части: чередование драмы и лирики в 1 части, решительность Скерцо в чередовании с цветением мелодии в Трио, минорную стремительность Финала с инкрустациями тихой хоральности.
Но особую художественную задачу они выполняют в глубочайшей лирике этого произведения. Перед концом 1 части с особым проникновением и даже замедлением темпа «пропевают» лиричнейшую и печальную мелодию. А самое тонкое и сложное достигается в медленной 2 части на тему песни «Смерть и девушка». Дело в том, что вместо диалога Девушки и Смерти в песне здесь композитор использовал только одну тему – аккордовый хорал. И вместо мертвенной песни смерти он придал ему звучание возвышенное и мудрое, а в конце добавил красивую светлую фразу – как улыбку Жизни. Все эти выразительнейшие изгибы смысла с максимальной полнотой были воплощены оркестром «Виртуозов» – как будто играли на самых чувствительных струнах души Шуберта. В последующих вариациях на этот хорал рисовалось всё разнообразие жизни, с пением птиц, скачкой коня, наконец, с вознесением хорала ввысь и с той же нежной прощальной фразой-«улыбкой».
«Salve Regina» для голоса с оркестром стала той новинкой, без которой не обходится ни один концерт Владимира Спивакова. Этот небольшой эпизод духовной музыки Шуберта исполнила молодая солистка Большого театра Анна Аглатова. Однако на фоне тончайшего по звуковым оттенкам оркестра «Виртуозов» певице трудно было достичь той же гибкости, хотя фразировка ее была разнообразной. Больше свободы она почувствовала в «бисе» – песне Шуберта «Блаженство», где ощутила себя артисткой сцены.
Пятая симфония Шуберта си-бемоль мажор в исполнении «Виртуозов» сияла светом, радостью, воодушевлением. Присоединившиеся духовые колоритно дополнили струнный состав, составив с ним прекрасную гармонию.
Здесь пора, наконец, сказать и об уровне исполнения прославленного оркестра. Знаменитая слаженность «Виртуозов Москвы» достигла такой степени коллективной свободы, словно давать такие концерты вообще не составляет ни малейшего труда. Проступила и новая артистическая черта спиваковского камерного оркестра. Артисты не просто играли как музыканты, но и играли как актеры, будто всё расписали по ролям: я – Мелодия, я – Аккомпанемент, я – Бас, я – Выдержанный звук. Каждая группа не только звуково, но и наглядно воспроизводила свою персоналию. А Спиваков, зная, что оркестр сыграет музыку и наизусть, показывал не столько вступления, сколько «мимику» для каждой «роли». Элегантные костюмы оркестрантов с платочками в петлицах гармонично дополняли этот «оркестровый театр». Что осталось сыграть на бис? «Бисом» оказался «Менуэт» Шуберта, тоже мажорный, и оркестр его артистично «менуэтировал» – к радости наполненного большого Светлановского зала Дома музыки. Шуберт, Спиваков, «Виртуозы Москвы» – все предстали истинными сыновьями гармонии.
Валентина Холопова