Виртуозы Москвы
Скрипач-виртуоз Владимир Спиваков уже более 30 лет руководит «Виртуозами Москвы» — это небольшой камерный оркестр, состоящий из тщательно отобранных музыкантов. Они успешно гастролируют, делают записи в прославленных студиях. Скрипачей-дирижёров существует немало: многие солисты в один прекрасный момент решают сами руководить оркестром при исполнении того или иного классического концерта, в результате чего у некоторых начинается мания величия и возникает желание встать за дирижёрский пульт и в других произведениях. Но мало кто вырастает от любителя до профессионала. В. Спиваков – один из избранных: настоящий дирижёр, обладающий настоящими идеями и владеющий техническими средствами для их воплощения.
В пятницу вечером Спиваков и компания выступили в Музыкальном центре в Стрэтморе с невероятно привлекательной программой и продемонстрировали очень высокий уровень музыкального мастерства. В Симфонии №4 Боккерини каждая фраза имела форму, цвет и была наполнена мыслью. Динамический ряд был поразительно широк: от колких акцентов до ласкающих лирических отрезков. Пианист Александр Гиндин предложил изящное исполнение Концерта №9 Моцарта и чрезмерное рубато в сыгранном на бис сочинении Шопена; его руки непрерывно бегали по клавишам. Кульминацией стали лёгкие «бисы»: произведения Чайковского, Брамса и Пьяццоллы, при исполнении которых музыканты держали себя очень раскованно, что нисколько не помешало им сохранить ансамбль.
Однако не обошлось и без некоторых странностей. Скрипичные секции были расположены рядом друг с другом (что по-прежнему является нормой для «больших» оркестров), в результате чего потерялись многие запланированные классическими композиторами антифональные эффекты. Кроме того, по какой-то причине скрипачи теснились по трое на пюпитр, чего я никогда ранее не видел. Но это, несомненно, синхронизировало работу смычков! И, наконец, хотя оркестр целиком, несомненно, звучал безупречно, отдельные соло не достигали самых высот тональной красоты. Но несмотря ни на что этот оркестр, безусловно, является оркестром мирового уровня и мы были бы рады видеть его намного чаще.
Роберт Бэтти
The Washington Post (от 22 ноября 2010 г.)