«Виртуозы Москвы» в Могилеве

MyCity.by

от 7 декабря 2010

3 декабря зал Дворца культуры области рукоплескал всемирно известному государственному камерному оркестру Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». Могилевчанам выпала уникальная возможность стать гостями первого Международного музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». И они ее не упустили: в зале не было ни одного свободного места, зрители стояли даже в боковых проходах. Главным сюрпризом вечера стали выступления юных дарований — стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Первое, что бросилось в глаза при входе в фойе, — это множество празднично одетых людей и море цветов. Кавалеры в вечерних костюмах и их дамы в элегантных платьях, пожилые пары в строгих нарядах, утонченная молодежь заполнили все помещение. До начала концерта еще добрых пятнадцать минут, двери в зрительный зал закрыты, однако всем не терпится поскорее занять свои места и насладиться профессиональной игрой музыкантов.

И вот на сцене — «Виртуозы Москвы». Музыканты и зрители стоя приветствуют великого дирижера. Под гром аплодисментов появляется Маэстро — Владимир Теодорович Спиваков. Рождается первая симфония — и зал замирает. В начале кажется, что оркестр звучит глухо, но постепенно слух привыкает, и приходит понимание, почему первое впечатление было неверным. На сцене нет ни одного микрофона, поэтому инструменты звучат, будто «живые». Маэстро виртуозно управляет всеми «форте» и «пианиссимо», словно он и оркестр — это одно целое.

После бури рукоплесканий на сцену выходит один из стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова — юный скрипач Эльвин Ганиев (Азербайджан). И стоит мальчику провести смычком по струнам, как становятся очевидными слова ведущей: «в каждом начинающем музыканте есть маленький Моцарт». Эльвин исполняет вместе с оркестром «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди.

Столько силы и энергии излучает этот маленький музыкант, что во время его выступления невольно замираешь, а потом до иголочек в ладонях аплодируешь мальчику. Юный скрипач искренне пожимает руку музыкантам оркестра и, конечно, своему наставнику — Владимиру Спивакову. Тот мягко улыбается, с гордостью и нежностью обнимая мальчика.

Теперь уже не столько слушаешь произведения, исполняемые оркестром, сколько ждешь: чем же удивит следующий стипендиат? Отзвучали финал двадцать девятой симфонии Моцарта ля-мажор и три пьесы из цикла «Детский альбом». И на сцену приглашают пианиста Романа Болдырева (Россия). Перед зрителями появляется мальчик лет десяти — чертики в глазах и ямочки на щечках. Он забавно раскланивается и садится за рояль. Вдруг его лицо становится серьезным и сосредоточенным.

Первые аккорды финала концерта ре-мажор Иосифа Гайдна. Неожиданно эти маленькие пальчики начинают порхать по клавишам, извлекая из инструмента такие глубокие и сочные звуки, что просто боишься дышать. Сложнейшие пассажи, аккорды, переходы… Маленькая детская ручка не просто нажимает на клавиши, она играет на струнах души. Зал ДК взрывается от рукоплесканий и зрительского восторга. Роме несут цветы, аплодируют стоя, а он «по-взрослому» жмет руку музыкантам, кланяется зрителем и убегает за кулисы.

Куда там! Его вызывают на бис! Рома возвращается, еще раз кланяется, хитро улыбается и снова садится за рояль. Теперь уже играет сольно, да так, что забываешь, где находишься. Мальчик мастерски заставляет петь дерево и медь — мелодия звенит, переливается, завораживает. Даже музыканты в оркестре замерли и с умилением глядят на «Ромашку» — так называет мальчика Владимир Теодорович. Снова гром аплодисментов, и снова озорная улыбка маленького виртуоза. Маэстро выходит из-за кулис, по-отечески жмет Роме руку и ласково целует в щеку.

Оркестр под чутким руководством Владимира Спивакова блестяще исполняет Сонату № 3 Россини. Следующим номером звучат фантазии на темы из опер Верди «Травиата». Солист — Михаил Меринг (Россия). У Владимира Теодоровича — поистине талант находить одаренных музыкантов и «заражать» их любовью к музыке. Юноша, без преувеличения, виртуозно владеет кларнетом. Просто невероятно, но этот инструмент в руках Миши не уступает по певучести скрипке. Сегодня юных музыкантов ожидал настоящий триумф! Могилевчане не жалеют ладоней, чтобы отблагодарить стипендиата за этот восторг и бурю эмоций. Владимир Теодорович снова ласково жмет руку музыканту и аплодирует ему вместе с благодарными зрителями.

Прелюдия Шостаковича в исполнении «Виртуозов Москвы» звучит считанные секунды. И на сцену выходит Нарек Казазян (Армения). В руках у него — канон, национальный армянский струнный щипковый инструмент, очень похожий на цимбалы. Нарек порывисто кланяется и садится на стул, с любовью опуская инструмент на колени. Чистый тон канона, без малейшего вкрапления восточных мотивов, поистине завораживает.

Юный музыкант весь преображается. Руки мальчика движутся со скоростью взмаха крыльев колибри. Последняя нота — и зал снова взрывается аплодисментами. Кажется, восторгу зрителей нет предела. Нарека вызывают на сцену еще и еще. А он не выпускает из рук свой огромный канон и смущенно кланяется восхищенным могилевчанам.

Не успели улечься восторги, как оркестр начинает играть «Венгерский танец» Брамса. Владимир Теодорович будто вытягивает из инструментов дирижерской палочкой все эти невероятные звуки, волнующие зрительскую душу. Кажется, будто сердце бьется точно в такт музыке, одновременно замирая и подпрыгивая с мелодией.

— Я не люблю говорить «в заключении», — отметил Владимир Теодорович своим певучим бархатным голосом, — поэтому в конце концерта мы исполним для вас «Танго любви» Астора Пьяццолы.

Под волшебные звуки скрипок, виолончелей, контрабасов и духовых инструментов зрители переносятся в Аргентину, на родину «Великого Астора». К сожалению, всего лишь ненадолго. Однако могилевчане не собираются отпускать музыкантов, вызывая Маэстро на сцену громом аплодисментов и выкриками «браво!». Лучезарно улыбаясь, «Виртуозы Москвы» уступают зрителям и исполняют напоследок Алегретто из балета «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка.

Анжелика Зайцева, Артем Синиченко

MyCity.by (от 07 декабря 2010 г.)

Мы используем «cookies».

Что это значит?