• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: «Музыка нас примиряет с жизнью»

    Экономическое обозрение №13 (941)

    от 6 апреля 2012

    30 марта в Национальном дворце при аншлаге прошел концерт Государственного камерного оркестра России «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова и юных дарований из Международного благотворительного Фонда Спивакова Даниила Харитонова (фортепиано) и Анастасии Кобекиной (виолончель). Музыка Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна в их исполнении в очередной раз приблизила поклонников классики к настоящему искусству. И, быть может, чье-то сознание открылось шире не только музыке. Гастроли «Виртуозов Москвы» в Кишиневе организовала Культурная Ассоциация Muzico Univers.

    Недавно Владимир Спиваков закончил сольное турне по США, где сыграл 10 концертов в крупнейших городах Америки — Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, Принстон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сан-Диего… Потом ненадолго прилетел в Москву, отрепетировал нынешнюю программу с оркестром. «Затем я улетел в Тулузу, где произошло это страшное событие — расстрел детей. Город был в полном шоке: на улицах никого. Но ко мне на концерт пришли. После этого я вылетел в Стамбул, и туда же прилетел оркестр «Виртуозы Москвы». И вот такое турне у нас получилось: Стамбул, потом через Вену в Софию, затем Киев, Одесса, и к вам в Кишинев. И я рад этой возможности: ведь Кишинев — город, где родилась моя мама. И здесь очень хорошие музыкальные традиции, многие дети из Молдовы принимают участие в фестивале, который я каждый год организую именно для детей: «Москва встречает друзей», больше тысячи юных исполнителей приезжают из разных стран».

    В Кишиневе — последний концерт этого турне. А уже 2 апреля в Москве у Владимира Теодоровича состоялся благотворительный концерт с Национальным филармоническим оркестром России, организованный Фондом Евгения Миронова и Марии Мироновой в помощь пожилым артистам. В этом концерте приняли участие Алиса Фрейнлих, Константин Райкин, замечательная певица, которая специально прилетела из Швейцарии — Джульетта Галстян (меццо-сопрано) и другие. Так что турне у Владимира Спивакова безостановочное, и так до августа.

    На вопрос о том, чувствует ли себя Владимир Спиваков соавтором композиторов, произведения которых исполняет, Владимир Теодорович сказал, что в каком-то смысле чувствует, хотя это, может быть, звучит нескромно. «Когда вы начинаете работать с материалом и влюбляетесь в него, он вас поглощает, то рождается какая-то новая реальность. И вы участник этого события. Понимаете, даже когда иллюстрации делают к книгам, скажем, Библия с иллюстрациями Доре, или Пушкин с иллюстрациями Кузьмина — это уже немного другое сочинение: свой взгляд, какое-то проникновение, создается новая реальность. Конечно, у меня есть чувство сопричастности, ощущение того, что ты — частичка композитора. А когда дирижирую, то это особенно ощущаю».

    Владимир Спиваков играет на скрипке Антонио Страдивари, это Страдивари золотого периода 1712 года. «Инструмент — это вообще часть музыканта, часть его души. В декабре этого года исполняется 300 лет со дня рождения этой скрипки. Такое даже трудно себе представить: 300 лет назад, где это было, как это было… Но вот живет, дышит, звучит. И с очень непростым характером дамочка. Не прощает мне, когда я долго не работаю, очень реагирует на климат: холодно, тепло, дождливо, сыро — она все время находится в беспокойстве. И для того, чтобы ее успокоить, нужно пару часов поиграть. Эта скрипка мне не принадлежит: две семьи, сложившись, образовали ассоциацию, приобрели ее и дали мне в пожизненное пользование. Одна — испанская семья, один из ее членов был президентом Фонда Принца Астурийского, другая семья швейцарско-итальянского происхождения».

    Программа концерта «Виртуозов Москвы» называлась «Сегодня и завтра». «Это связано с деятельностью моего Фонда, которому скоро исполнится двадцать лет, — объяснил Владимир Теодорович. — Огромное количество детей — почти десять тысяч — прошло через Фонд. И такое сухое число, как 100 и больше — это спасенные человеческие жизни. Вообще неплохой результат жизни, я считаю. У нас такой концерт был: выходил мальчик Владик Керн, он сын Ольги Керн, а Ольга Керн — родственница той далекой Анны Керн… А в конце концерта выходил молодой красивый человек, который когда-то, в семь лет, пришел в Фонд. Мы посмотрели в ретроспективе на всходы, которые когда-то опустили в эту землю».

    Его Фонд поддержки талантливых детей сделал то, что не смогло в те трудные 1990-е годы правительство России — сохранить единое культурное пространство страны. И только теперь эту важную мысль начинают озвучивать главы государств. «Вообще я считаю, что каждый человек на своем месте, если в состоянии сделать что-то доброе, пусть делает. Из таких маленьких кубиков складывается очень многое». Его Фонд заботит не только образование талантливых детей, но и медицинская помощь, на которую со своих концертов Владимир Спиваков регулярно отчисляет деньги. Раньше ему было сложнее, а теперь многие стали понимать важность этого дела и помогать, финансово и морально.

    Владимир Спиваков своей деятельностью связывает пласты культуры разных времен. На вопрос о том, что означает для него понятие культура, Владимир Теодорович ответил так: «У нас немного расплывчатое понятие об этом слове. Люди думают, что культура — это только музыка, балет или еще что-то. А культура — это вообще все, это то, чем человек дышит. Это то, что его отличает от животного, извините. Культура — это предназначение человека, человеческое призвание вообще, то есть категория духовная. А музыка — только часть культуры. И очень важная ее часть, потому что музыка — она без слов, обращена непосредственно к сердцу человека. Ноты — это закодированные эмоции, и они передают вечные чувства. Музыка способна утешить, способна вызвать слезы, улыбку, счастье, дать человеку возможность заглянуть в себя, возможность почувствовать, что он способен быть креативным. Вообще музыка нас примиряет с жизнью, с Богом и с самим собой.

    Татьяна МИГУЛИНА

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?