• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: «Смотрите на ваших детей»

    СамКульт. Область культуры

    от 12 февраля 2017

    Каждый концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и его бессменного руководителя в Тольятти, безусловно, событие. Почетный гражданин Автограда Владимир Теодорович Спиваков приезжает раз в два года и каждый раз удивляет своих преданных поклонников.

     

    Организатор его концертов – Тольяттинская филармония, с которой маэстро связывают узы давнего сотрудничества. Началось оно в 1995-м, когда талантливые тольяттинские дети получили возможность выступить на фестивале, организованном знаменитым скрипачом и дирижером, во французском Кольмаре. В 2013-м состоялось памятное выступление «Виртуозов» с тольяттинскими солистами – стипендиатами Фонда Спивакова Маргаритой Рыбиной (скрипка) и Ольгой Кирпичевой (фортепиано).

    У директора филармонии Лидии Семеновой была идея показать, как складываются судьбы талантливой молодежи из провинции после общения с человеком, чье служение Музыке, искусству и духовным ценностям является образцом для современников. В 2015 году Спиваков привозил 11-летнюю пианистку Варвару Кутузову. В нынешний приезд концерт оркестра украсила молодая певица, лауреат международных конкурсов, победитель проекта «Большая опера – 2016» на телеканале «Культура» Ксения Нестеренко (сопрано).

    ***

    Побывать на репетиции самого популярного в России академического камерного коллектива – все равно что заглянуть на кухню изысканного ресторана. Поймать атмосферу, из которой рождается Звук, уловить тончайшие нити, связывающие музыкантов-единомышленников, наблюдать тот уровень мастерства, благодаря которому «Виртуозы» собирают аншлаги… На сцене немного уставшие недавно вернувшиеся из Бельгии музыканты. Репетицию проводит первая скрипка оркестра Алексей Лундин. Говорит негромко, что-то показывает. Кто-то выходит в зал послушать, как звучат валторны и деревянные духовые.

    Появляется Владимир Теодорович, приветствует коллег. Глаза оркестрантов вспыхивают, отрываясь от пультов. Проносится мягкая энергетическая волна. Звучание становится более сбалансированным, объемным. Ощущение спонтанной радости исходит от самого процесса музицирования. Играть как дышать. «Смывать пыль повседневности с души» – это высказывание Пабло Пикассо Спиваков любит приводить чаще всего, говоря о цели творчества.

    Когда на сцену выходит Ксения Нестеренко и, кутаясь в шаль, вполголоса напевает, пробуя акустику зала, Спиваков оживляется. Ему нравится протежировать молодым исполнителям, особенно, если они схватывают с полувзгляда и живут теми же эмоциями от исполнения, что и он. У 19-летней Ксении, студентки музыкального колледжа при Саратовской консерватории, глубокий приятный тембр, она сценична и обаятельна. Для концерта выбраны известные произведения сопранового репертуара – ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки», Вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини, Испанская песня Делиба.

    В конце репетиции он еще что-то рассказывает про Дягилева, основателя «Русских сезонов» в Париже, шутит. Неожиданно у маэстро звонит телефон, и Алексей Лундин воспроизводит на скрипке рингтон. Все улыбаются. Настрой на предстоящий вечер получен.

    ***

    И вот концерт на сцене Дворца культуры и творчества уже стал историей. Внимания заслуживает программа, состоящая как из популярных, так и из редко исполняемых произведений. Легко и изящно прозвучала «Сюита в старинном стиле» Шнитке. Симфония «Королева» Гайдна из цикла «Парижских симфоний», написанных по заказу французских масонов, так понравившаяся королеве Марии-Антуанетте, стала любовью тольяттинцев с первого взгляда. Теплой искренностью и насыщенными красками запомнились романсы Грига.

    Премьера оперы «Богема» состоялась 1 февраля 1896 года в Турине, и спустя ровно 121 год ария Мюзетты была исполнена Ксенией Нестеренко в волжском городе с итальянским названием. Завершил концерт Астор Пьяццолла с сюитой «История танго», где солировали солисты оркестра Алексей Лундин, Евгений ШульковВиталий Хандрас и Алексей Стрельников. «История» объединила пьесы, раскрывающие через танго судьбы отдельных персонажей. И здесь зрители могли не только наслаждаться звуком, но и наблюдать перформанс, где смычок взмахивал и замирал в сантиметре от дирижерской палочки, а между солирующим артистом и маэстро шел незримый диалог.

    Наряду с многочисленными букетами на этот раз Владимиру Спивакову был вручен его портрет. В глубине сцены по традиции места предоставили школьникам и студентам музыкальных учебных заведений. «Смотрите на своих детей», – такое пожелание дал городу знаменитый музыкант.

     

    Несколько слов на бегу

     – Владимир Теодорович, вы по-прежнему помогаете талантливым детям.

    – У нас в России много талантов. Не все доводятся до кондиции родителями, школой. Где-то педагоги с ними недорабатывают. Тогда мы протягиваем руку, стараемся помочь. Первая встреча с оркестром очень важна. Это же все равно что оказаться посреди большого озера или моря. Страшно. Незнакомый мир. Вот, например, Даниил Харитонов, занявший в 16 лет III место на конкурсе Чайковского, а перед этим победивший в конкурсе имени Владимира Крайнева. Сколько мы с ним играли! Все это взращивается постепенно, необходимо ухаживать за талантом как за дорогим цветком, и тогда результаты будут.

    – В этом году Молодежному симфоническому оркестру Поволжья, созданному с вашим участием, исполняется 15 лет. Можете дать напутствие?

    – Приведу слова академика Сахарова, сказанные много лет назад: «Главное – идти за временем. Только вперед. Не терять вектор движения». Для музыкантов это значит изучать новый репертуар, расширять его, улучшать качество исполнения. Этот коллектив украшает ваш город.

    Вообще традиции здесь заложены очень хорошие. Молодые музыканты из Тольятти приезжали в Кольмар на фестиваль. Иностранцы поражались: оказывается, кроме Москвы и Санкт-Петербурга в России есть другие города, где живут талантливые дети. И в Южно-Сахалинске, и во Владивостоке и Североморске – в разных уголках нашей огромной страны есть таланты. Надо только их открыть и помочь развиться.

    – Вы живете в Москве, но путешествуете по всему миру. Есть ли у вас свой «гений места»?

    – Это точно не я! Думаю, что путешествует тело, но не душа. А душа там, где Родина. Моя душа здесь, в России, в Санкт-Петербурге. Я был совсем маленьким мальчиком, когда меня увезли из Уфы, где я родился (там на оборонном заводе работал мой отец), в город на Неве. Моя мама – блокадница. И каждый год 27 января мы собираемся семьей и вспоминаем эти тяжелые дни.

    – В 2015 году вы поделились тем, что ваша жена Сати Спивакова играет в спектакле романа Виктюка, снимается. Продолжает ли она вас удивлять?

    – Сейчас она играет в «Гоголь-центре» в Москве в экспериментальном спектакле, на который не достать билетов [речь идет о спектакле «Машина Мюллер», премьера состоялась в марте 2016 года. – Прим. автора]. Кирилл Серебренников – талантливый режиссер, работает в театре, кино, опере, балете. Он такой человек эпохи Возрождения. Это спектакль в определенной эстетике, далеко не всем понятной. Но Сати нравится. Мне и детям тоже.

     Некоторое время назад к нам приезжал Андрис Лиепа, привозил гала-концерт артистов балета в честь Майи Плисецкой. По его словам, русский балет продолжает оставаться лучшим в мире. Можно ли сказать то же самое о русской исполнительской школе?

    – Конечно. И надо учитывать, что многие музыканты живут за границей, но продолжают оставаться русскими. У нас сильная культура, повлиявшая на весь мир. Русские композиторы Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Шостакович – наше великое достояние. Да и современные авторы Родион Щедрин, София Губайдулина, Арво Пярт продолжают эту традицию.

    Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА

    Музыкальный критик, заместитель директора Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина по научно-методической работе. 

    Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 3 (111), 2017, Февраль

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?