Владимир Спиваков в Тольятти: «Люди за границей думают, что здесь кроме Москвы и Петербурга нет больше ничего»
Маэстро и его оркестр «Виртуозы Москвы» побывал в городе по приглашению Тольяттинской филармонии.
Владимир Спиваков 15 лет назад принимал участие в создании Молодежного симфонического оркестра Поволжья. Говоря об этом перед выступлением, состоявшимся 1 февраля 2017 года, глава «Виртуозов» назвал его украшением города и, цитируя академика Андрея Сахарова, призвал музыкантов «идти в заданном направлении».
— И вообще, тут традиции были очень хорошие заложены, многие молодые музыканты приезжали на фестиваль в Кольмаре и, надо сказать, они производили колоссальное впечатление.
Мэтр также добавил, что часто люди за границей думают, будто кроме Москвы и Петербурга в России нет больше ничего, а потрясающие талантливые дети есть в самых удаленных уголках страны, и их нужно «показывать обязательно».
Что касается «утечки» этих самых талантливых музыкантов за границу, то Владимир Спиваков убежден, что многие, живя «там», все равно остаются российскими.
— Русская культура сильная, очень сильная, и она повлияла на многие многие культуры, — сказал Спиваков. — И самые исполняемые композиторы сейчас — русские. Это, конечно же, в первую очередь Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Шнитке, Щедрин, Софья Губайдулина, Арво Пярт — все это достояние наше.
На концерте маэстро и «Виртуозы» «смывали пыль повседневности с души» слушателей произведениями Й. Гайдна, Э. Грига, Дж. Пуччини, Л.Делиба, А. Пьяццоллы, А. Шнитке. Солистами выступили лауреат международных конкурсов, победительница проекта «Большая опера — 2016» на ТК «Культура» Ксения Нестеренко (сопрано), а также солисты оркестра «Виртуозы Москвы» — заслуженный артист Кабардино-Балкар
Как обычно зал был переполнен, зрители были размещены даже на сцене за артистами (традиционно эти места зарезервированы за студентами и преподавателями музыкальных учебных учреждений города). Начался концерт с произведения Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле». Этот образец блестящего мастерства стилизации вполне можно принять за подлинную музыку барокко. Продолжила первое отделение симфония №85 Йозефа Гайдна. Шесть симфоний, получившие название «Парижские», были заказаны Гайдну в 1784 году парижской масонской ложей «Olympique». Королева Франции Мария-Антуанетта присутствовала на концерте, где они были впервые исполнены. Одна из симфоний, наиболее ей понравившаяся, получила название в ее честь: «La Reine» — Королева.
После непродолжительно
Восходящая звезда классического вокала, покорившая жюри проекта «Большая опера» телеканала «Культура», обладательница волшебного сопрано Ксения Нестеренко исполнила вокальные шедевры, любимые слушателями и входящие в репертуар величайших певиц мира: две знаменитые арии Джакомо Пуччини — ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» и «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема», а также самое известное в мире испанское болеро — «Испанскую песню» Лео Делиба.
Завершила программу вечера сюита «История танго» для скрипки с оркестром в четырех частях великого Астора Пьяццоллы. Солировали в каждой из частей артисты камерного оркестра «Виртуозы Москвы»: «1900 – Бордель» (солист — Виталий Хандрас), «1930 – Кафе» (солист — Алексей Лундин), «1960 — Ночной клуб», (солист — Евгений Шульков), «Медитанго» (солист — Алексей Стрельников).
На бис были исполнены жемчужины из произведений Брамса и Глюка, встреченные публикой с воодушевлением и энтузиазмом.
Ладо Мирания