• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: Я стою полжизни

    Портал "БелПресса"

    от 10 ноября 2016

    «Виртуозы Москвы» дали концерты в Губкине и Старом Осколе

    На сцене Дворца культуры «Комсомолец» выстроились пюпитры, возвышаются контрабасы, где-то печально звучит скрипка. Позади оркестра в два ряда стоят стулья – по традиции этого коллектива здесь будут сидеть дети и другие гости. Волею счастливого случая и я оказался там, на сцене.

    Зрители степенно занимают свои места, за кулисами собираются артисты. Вскоре все рассаживаются по своим местам, и появляется Владимир Спиваков. Зрители стоя громкими аплодисментами приветствуют великого дирижёра.

    Лицом к лицу

    Первое отделение открывают произведения Моцарта, звучит Дивертисмент № 1 и Exsultate jubilate под сопрано солистки театра «Новая опера» Анастасии Белуковой. Музыка сродни полёту бабочки: медленная, задумчивая, миг – и стремительный взрыв. Всё, что в следующий миг сыграет оркестр, отображается на лице дирижёра: умиротворённая улыбка, резкий взлёт бровей, пронзительный взгляд, тихий стон. Спиваков озорно подмигивает скрипачам, приглашая вступить в игру. Его руки, как крылья, то плавно парят, то резко взмывают вверх и молниеносно бросаются вниз. Дирижёрская палочка замирает на миг и опять начинает движение, подчиняя себе весь оркестр.

    Звучит пьеса Фридриха Гульды «Гимн красоте»: патетическая, временами печальная мелодия. Заканчивается первая часть торжественной Симфонией ре минор Луиджи Боккерини.+

    Во втором отделении в сюите «История танго» для скрипки с оркестром в четырёх частях Астора Пьяццоллы виртуозно солируют Виталий ХандрасАлексей ЛундинЕвгений Шульков и Алексей Стрельников.

    «Я думаю, что это красиво, когда, играя на скрипке, человек встаёт из?за последнего пульта и выходит вперёд, – говорит маэстро. – Это впечатляет, мне очень нравится».

    После каждого выступления оркестр стоя благодарит публику за оглушительные аплодисменты, кланяясь и тем, кто находится на сцене за ними.

    «Виртуозы» исполняют озорную «Элегию и Польку» Шостаковича, три мелодии прощания: аллегретто из балета «Дон Жуан» Глюка, «Венгерский танец» Брамса. «Танго любви» великого Астора Пьяццоллы завершило концерт.

    Старооскольцы долго аплодировали оркестру.

    «Не знаю, что и сказать, – переполняют эмоции Галину Полухину, преподавателя скрипки из детской школы искусств. – Праздник души и сердца. Три года назад впервые побывала на концерте «Виртоузов», но сегодня что?то неповторимое. Я находилась на сцене и вместе с музыкантами прожила всю музыку. Это нужно ещё осмыслить».

    Что?то волшебное

    Журналистов после концерта маэстро встретил стоя. Кто?то предложил ему присесть.

    «Благодарю, – улыбнулся музыкант. – Я стою уже полжизни и ещё не устал».

    В первую очередь он попросил улучшить акустику в зале:

    «В Губкине было чуть лучше, несмотря на то что там тоже Дворец культуры. Нам было непросто играть и петь, всё корректировали по ходу. Я поговорю, может, что?нибудь и сделают здесь».

    Он также отметил, что выступление в Белгородской области могло и не состояться, если бы не помощь компании «Металлоинвест»:+

    «Алишер Бурханович Усманов помогает от души. Он даёт возможность прикоснуться к высокому искусству жителям малых городов».

    Журналисты поинтересовались знаменитой скрипкой Страдивари, которую Спивакову передали в пожизненное пользование. Её музыкант ласково называет «Любаша».

    «Нет, к вам приехал без неё. Я занимаюсь не часто. И так как человек ответственный, знаю, что перед оркестром нужно играть хотя бы так, как мои солисты», – заметил он с улыбкой.

    Дирижёр иронично заметил, что у музыкантов получился необычный маршрут: Мадрид – Бильбао – Париж – Губкин – Старый Оскол.

    19 и 21 октября «Виртуозы» должны были дать два концерта в Париже:

    «А играли только один – 21-го. Французский президент немного замутил воду, и наш президент не приехал, а я без него играть отказался. На 19 октября была специальная программа, она связана с открытием всемирной выставки «Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина». История её интересна: после смерти коллекционера часть собрания оказалась в Пушкинском музее, часть – в Эрмитаже, и соединиться они смогли только в Париже. Я видел: французы, стоя перед картинами, плакали, и вспомнил, как меня самого до слёз поразил Боттичелли во Флоренции».

    В жизни каждого музыканта, заметил Владимир Теодорович, бывают кризисы, когда хочется оставить музыку. Но они нужны, считает маэстро, они закаляют человека:

    «Музыкой по возможности должны заниматься все: это часть божественной истины. Когда ребёнок играет на рояле, посмотрите – у него не лицо, у него лик. Есть в музыке что?то волшебное».

    Спиваков рассказал, что его коллектив всё время участвует в чём?то хорошем:

    «Мы разделяем человеческое горе и помогаем. Когда случилось землетрясение в Армении, был концерт во Флоренции. Я на улице встретил двух монашек из католического общества милосердия «Каритас», они собирали пожертвования в помощь пострадавшим в Армении. В коробочке было всего 10 тыс. лир, это очень мало. Я пригласил их на концерт в церковь Сан-Лоренцо, и весь сбор от концерта и гонорары музыкантов – больше 50 тыс. долларов – передали этому обществу. Так было и после Чернобыля. Мы не просим богатых дядек: «Дайте нам денег, а мы передадим». Зарабатываем своим трудом».

    Владимир Спиваков создал международный благотворительный детский фонд.

    «Побудило меня к созданию такого фонда разрушение Советского Союза, народным артистом которого я являюсь. Кто больше всего страдает от таких политических землетрясений? Дети и больные старики. И я решил, что надо что?то делать на своём маленьком месте, – и создал фонд. Он помог 20 тысячам детей и будет помогать дальше».

    Гражданин мира Спиваков награждён орденом Почётного легиона.

    «Эту офицерскую награду вручает только президент Франции. Она даёт определённые возможности в этой стране, военные даже честь отдают, – говорит маэстро. – Но я не люблю просить, если только за детей, за больных».

    Владимир Бабич

     

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?