Владимир Спиваков:«Есть нечто выше – есть музыка»
Билеты на концерт Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова новосибирцы раскупили почти сразу после объявления программы IV Транссибирского Арт-Фестиваля.
И сидели на лестницах на балконе, на специально поставленных приставных стульях, на сцене. Впрочем, на сцене стояли стулья для одаренных ребят — бесплатные места для молодых талантов на концертах оркестра «Виртуозы Москвы» ставят всегда и всюду — это уже традиция, которую отстаивает и сам маэстро и его коллектив.
Выступление «Виртуозов Москвы» в рамках фестиваля — само по себе неординарное событие. Но 26 марта на сцене концертного зала имени Каца впервые Владимир Спиваков и Вадим Репин играли в дуэте. Исполняли концерт Баха для двух скрипок с оркестром.
Неудивительно, что послушать уникальную премьеру пришли полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе Сергей Меняйло и Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, председатель Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев и начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анна Терешкова. В одном ряду с ним сидел и нечастый гость на симфонических концертах, многократный олимпийский чемпион Александр Карелин. Среди зрителей были музыканты, артисты и директора, видные новосибирские бизнесмены.
За час до концерта — репетиция. Скрипачи вышли на сцену и заиграли так, словно много лет выступали вместе.
Впрочем, они действительно выступали вместе много лет. Правда, не в дуэте.
— На репетиции мы обнаружили такое взаимопонимание, будто играли вместе последние 25-30 лет, — подтвердил журналистам после репетиции Владимир Спиваков, — До этого я аккомпанировал Вадиму много раз, стоя за дирижёрским пультом, — и даже на открытии этого зала… С Вадимом у нас почти целая жизнь прошла. Я помню его маленьким мальчиком…
Вадим Репин, стоящий рядом с маэстро, улыбнулся:
– А я вас – юным юношей…
– Ему было тринадцать лет, — продолжил вспоминать Спиваков, — вместе с Женей Кисиным они играли с «Виртуозами» на каком-то партийном концерте в Кремлевском дворце съездов, репетировали, по-моему, раз сорок пять. Я , правда, приходил не на все репетиции… Ну и, конечно, помню выступление Жени и Вадима перед конкурсом Чайковского. Тогда все в один голос сказали, что теперь можно конкурс вообще не открывать. Что справедливо до сих пор…
Так что у нас чудные отношения, мы много встречались – относимся друг к другу с большим уважением и любовью. Могу сказать, что одно из самых главных качеств для меня, которые есть и были в Вадиме с самого начала, – благородство игры. Сейчас это большая редкость: все стремятся к эффектам, бог знает к чему, искажают музыку, и она превращается в такое большое «Я». А важно не выпячивать себя, наоборот – нужно относиться к себе максимально спокойно. Есть нечто выше – есть музыка, есть Вселенная Баха, перед ней мы преклоняемся.
Оркестр Спивакова впервые стал участником Транссибирского Арт-Фестиваля, в его рамках музыканты дали два концерта в Красноярске и один в Новосибирске.
– Это прекрасно, что вообще есть такой фестиваль, — ответил маэстро на вопросы журналистов. — Мир сейчас очень изменился, он очень сложный, в нем полно агрессии, несовершенства, антигармонии. А музыка успокаивает людей, утешает, гармонизирует, негативные чувства постепенно исчезают, и они как-то возвышаются над происходящим.
Гармонизацией мира и занимались музыканты. В первом отделении, помимо исполненного с Вадимом Репиным концерта Баха, прозвучала Камерная симфония Шостаковича.
Во втором отделении музыканты порадовали зрителей «Маленькой Данелиадой» Канчели и циклом «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы. Солировали артисты оркестра Денис Шульгин, Лев Иомдин, Георгий Цай и Евгений Стембольский, подтвердив, что свое название «Виртуозы Москвы» оркестр носит по праву.
Зрительские аплодисменты не стихали, публика просто не хотела отпускать музыкантов. Перед третьим бисом Владимир Спиваков обратился к залу:
— Сегодня мир живёт в состоянии дефицита любви. Я очень прошу ученых Академгородка что-то с этим сделать.
И зазвучало Libertango Астора Пьяццоллы, полное любви и гармонии.
Евгения Буторина