Маэстро Спиваков раскрыл на концерте в Челябинске секреты триумфа «Виртуозов»
В Челябинске концерт камерного оркестра «Виртуозы Москвы» прошел, как всегда, в переполненном зале. И длительные овации, и крики «браво» тоже были традиционными, и на бис было сыграно несколько эффектных произведений. О секретах эталонного звучания и логике музыкальных шедевров народный артист СССР Владимир Спиваков говорил после концерта.
О концертах «Виртуозов Москвы» не только в российских регионах, но и за пределами нашей страны всегда пишут и говорят восторженно, с придыханием: «фантастика», «эталонное звучание», «высочайший полет»… Чего это стоит?
– Во-первых, во время репетиции понимаешь, как надо играть в том или ином зале, дирижер должен это чувствовать, – рассказал Владимир Спиваков. – А во время концерта у дирижера должны звучать руки. Если этого нет, в оркестре нет звука. Руки – продолжение души дирижера.
Ни для кого не секрет, что в оркестре Владимира Спивакова работают высокопрофессиональные музыканты. При этом каждый из них – яркая индивидуальность. К своим музыкантам Владимир Спиваков относится как к редкостным жемчужинам. Надо было видеть, как обнял он каждого из своих солистов после исполнения сюиты Астора Пьяццоллы «История танго» – сцена из «Войны и мира» про Кутузова и его отеческое отношение к солдатам.
Ответная любовь музыкантов к маэстро тоже очевидна. На пути к дирижерскому пульту на челябинской сцене Владимир Спиваков неожиданно споткнулся, оркестранты его тут же подхватили, как будто только этого и ждали. И с каким невероятным трепетом это было сделано!
Еще одна удивительная деталь – на выступления Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы» приходит публика, которую редко можно видеть на других концертах. Несколько лет назад в интервью корреспонденту 74.ru маэстро рассказывал, что это одна из задач – увлечь музыкой даже тех, кто от нее далек. И решает он эту задачу с видимым удовольствием. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что программы выступлений «Виртуозов Москвы» довольно часто состоят из бесспорных музыкальных шедевров.
– Что такое музыкальный шедевр? – спрашивает маэстро. И отвечает. – Логический экстаз.
Еще одна задача – помочь талантливым детям. Почти всегда во время концертов Владимир Спиваков часть сцены отдает зрителям. Этими зрителями становятся совсем юные музыканты – учащиеся школ искусств того города, где гастролируют «Виртуозы Москвы». По мнению Владимира Спивакова, это пробуждает в детях стремление добиваться успеха в музыке.
Существует фонд Владимира Спивакова, который помогает самым талантливым детям. Правда, на этот раз маэстро посетовал, что денег у фонда стало меньше:
– Талантливых детей по-прежнему очень много, а вот условия довольно тяжелые. Сегодня нет никакой возможности получать помощь из-за границы, потому что это «плохо, неправильно, не патриотично»… И стало сложнее. Если раньше, когда в зарубежных гастролях мне пытались дарить дорогие подарки, я просил вместо подарков оказывать помощь фонду, и люди помогали, то теперь этого делать нельзя. А в России деньги найти сложнее. Меценаты, конечно, есть, но нет у нас до сих пор закона о меценатстве. У нас нужно, чтобы Владимир Владимирович этого захотел и проявил волю. Сказал, что закон должен быть через две недели, и тогда он будет.
Светлана Симакова