Музыканты от мала до велика
В Международном центре культуры и искусств выступили стипендиаты благотворительного фонда Владимира Спивакова в сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Исполняя произведения Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна, легендарный коллектив достиг такого елейного звучания, что шедевры гениальных композиторов стали напоминать музыкальные марципаны, считает ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
Прославленный московский коллектив в последние годы все чаще навещает нас в компании юных талантов. Хорошо было бы, конечно, если бы благородное желание Владимира Спивакова познакомить меломанов с новыми исполнителями хоть иногда дополнялось бы концептуальными программами широкого стилевого диапазона. Однако подобными концертами для гурманов «Виртуозы Москвы», в основном, балуют западноевропейскую или фестивальную публику. Слушателей у себя на родине и по соседству знаменитые музыканты предпочитают потчевать жизнерадостной и легкоперевариваемой классикой.
В этот раз вахту хранителей вечного и прекрасного приняли Моцарт с Гайдном. Рассыпавшись в комплиментах киевской публике, ведущая вечера пропела ритуальную аллилуйю великим венским классицистам, назвав моцартовский Дивертисмент для струнных «музыкой любви». Сам этот Дивертисмент, кстати, полюбился многим именно в интерпретации «Виртуозов» 1983 года — оркестровом переложении квартетной версии, где сохранены диалоги между голосами инструментов, присутствует ветер метрической свободы и восторженное дыхание фактуры. Три десятилетия спустя весьма нелегко заподозрить партитуру в квартетном прошлом, да и некогда живое прочтение кажется теперь забальзамированной мумией, перед которой, конечно, можно испытывать священный трепет и благоговение, но обожать ее уже не удается.
В убаюкивающей манере были сыграны и оба инструментальных концерта. Причем если 13-летнему пианисту Даниилу Харитонову, солировавшему в моцартовском Концерте для фортепиано с оркестром N12, такой подход был явно по душе, то исполнявшей гайдновский Концерт для виолончели до мажор 17-летней Анастасии Кобекиной заданные оркестром стилевые рамки оказались тесны — в будущей Жаклин Дюпре угадывалась взрослая чувственность и профессиональная чуткость к нюансам. Не на пользу солистке пошло и то, что оркестр взял явно ускоренный темп, из-за чего у виолончелистки не было возможности как следует развернуться. Результат тем не менее получился очень милым.
Завершили программу «Виртуозы Москвы» Симфонией N45 («Прощальной») Йозефа Гайдна. В ее концовке, где, по замыслу автора, постепенно сцену покидают все оркестранты, оставляя на ней лишь скрипичный дуэт, маэстро Владимир Спиваков ненадолго взял в руки инструмент. Жест, выглядевший как изюминка конкретно этого концерта, на самом деле уже давно является обязательным атрибутом выступлений оркестра, с той лишь разницей, что обычно его дирижер отыгрывает не крошечный эпизод, а целый номер. Впрочем, киевской публике оказалось достаточно и этого, чтобы устроить прославленному музыканту бурную овацию.