На сцене блистали Владимир Спиваков и оркестр «Виртуозы Москвы»
Долгожданный эксклюзив от Тольяттинской филармонии — первый концерт февраля прошел с полным аншлагом: на сцене блистали Владимир Спиваков и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы».
У легендарного музыканта, виртуозного скрипача и дирижера, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий России и СССР Владимира Спивакова и нашего города — особые, дружественные связи. И хотя маэстро с таким же нетерпением ждут в разных европейских странах, в США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, в Турции и Израиле, Китае или Корее, тольяттинские поклонники «Виртуозов» встречают особенно тепло: Владимир Теодорович — почетный гражданин Тольятти, музыкант, который поддержал многие юные дарования из нашего города.
— Спиваков — имя в нашем городе не случайное. Кроме того что он знаковая фигура для культуры всей России, Европы и мира, его дороги однажды пересеклись с дорогой Владимира Каданникова. С этого знакомства началась дружба между известным скрипачом и нашим городом, — рассказывает директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова. — Поначалу это была поддержка только что созданного камерного оркестра Волжским автомобильным заводом. Насколько я знаю, завод помог «Виртуозам» в то время приобрести музыкальные инструменты. А потом были десятилетия тесного сотрудничества. Даже возвращаясь в Россию всего на несколько концертов, Владимир Спиваков обязательно приезжал в наш город. Тольятти был третьим в гастрольном списке «Виртуозов» после Москвы и Санкт-Петербурга, и нам несказанно повезло с этим обстоятельством. Государственный камерный оркестр привозил и продолжает привозить в наш город программы европейского, столичного уровня.
Музыканты «Виртуозов Москвы» выступают не только в лучших и самых престижных залах Амстердама и Вены, Лондона и Парижа, Нью-Йорка и Токио, но и на концертных площадках нашего не областного города на Волге. Поэтому, организовывая очередной подарок для тольяттинских поклонников Спивакова, Лидия Семенова и ее коллеги из Тольяттинской филармонии могли бы даже не волноваться: аншлаг московским музыкантам гарантирован. Но они волновались. И очень. Ведь принимать целый оркестр такого уровня всегда ответственно и престижно.
Зал полон. Диски с записями оркестра разошлись в фойе до начала коцерта буквально за несколько минут. А цветов в этот вечер маэстро и его музыкантам подарили так много, что партер пропах розами, тюльпанами и лилиями. К слову, дарили не только букеты, но и… портреты любимого скрипача, написанные тольяттинскими художниками.
Вектор движения
После репетиции во Дворце культуры, искусства и творчества Владимир Теодорович сказал, что для него «главное сегодня — не потерять вектор движения. Идти вперед, играть новый репертуар, расширять его, работать над качеством. Очень хорошо, что у вас есть Молодежный симфонический оркестр. Это достижение города. Не везде это есть».
Тогда, за несколько минут до начала концерта, музыкант показался журналистам немного уставшим: артистическая жизнь — это перелеты, аэропорты, гостиницы. Но вот прозвенел третий звонок, и за пульт встал красивый, подтянутый, энергичный, с тонкими умными руками маэстро. Напрочь забылись возраст дирижера и дата рождения оркестра, два года назад отметившего свое тридцатипятилетие.
Легкий Шнитке
Концерт в Тольятти начался с необычного Шнитке. Музыканты исполнили его «Сюиту в старинном стиле», которая появилась на основе киномузыки. О характере сюиты говорят даже фильмы, темы из которых вошли в этот образец блестящей стилизации, которую вполне можно принять за музыку барокко: «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт».
Зал в мгновение ока оказался заряженным энергетикой первого «слова» и уже готов к ярчайшим произведениям Й. Гайдна, Э. Грига, Дж. Пуччини, Л. Делиба, А. Пьяццоллы.
Как звали королеву?
Жизнерадостной «Королеве» Йозефа Гайдна тоже повезло прозвучать на этом концерте. Говорят, что эта симфония когда-то так пришлась по душе французской королеве Марии-Антуанетте, что была названа в ее честь. Так или иначе, в исполнении «Виртуозов» угадывалось столько тепла и юмора, что любой нынешней королеве пришло бы в голову присвоить имя этому произведению Гайдна.
А элегические мелодии Эдварда Грига для струнного оркестра «Раненое сердце» и «Последняя весна» — особая, сердечная страничка в биографии маэстро. «Музыка Грига сопровождает меня всю жизнь, с самого детства, — сказал однажды Владимир Спиваков. — Моя мама-пианистка часто играла его фортепианные пьесы и напевала его романсы, которые трогали мое детское сердце. В юности я начал играть его скрипичные сонаты, и они поразили меня удивительной искренностью воплощения в музыке тончайших оттенков».
Nuevotango
В этот вечер блестяще солировали скрипачи камерного оркестра — заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики Виталий Хандрас, заслуженные артисты России Алексей Лундин, Евгений Шульков, Алексей Стрельников. Они виртуозно рассказывали нам свою «Историю танго», которую когда-то написал в своей сюите для скрипки с оркестром Астор Пьяццолла. Пьяццолла положил начало нового направления, названного nuevotango, соединив элементы классической, джазовой музыки и классического танго. «Историю танго» Пьяццолла написал в 1985 году. Сегодня ее играют так же страстно, остроумно, любя и страдая, стремительно и легко вербуя новых поклонников покорившегося «Виртуозам» nuevotango.
Похоже, дирижер и сам был в восторге от своих солистов. Все было: улыбки, рукопожатия, одобрения маэстро и бурные аплодисменты зала. Да, столько роскошных цветов на сцене ДКИТ бывает не часто.
Одна из частей сюиты называлась «Танго любви». Владимир Спиваков позднее сказал в зал и свои слова о любви: «Наш фонд спас маленькую жительницу нашего города Катю Котову. Я получил от ее родителей очень трогательное письмо. Нам хорошо, когда мы любим друг друга».
Фонд Спивакова уже дарил творческую и материальную поддержку юным тольяттинским музыкантам, которые выросли на скрипках от маэстро. Сейчас вчерашние дети — вполне взрослые заметные люди, которые закончили консерватории, состоялись, играют на знаменитых сценах и составляют гордость Тольятти. Со скрипкой от Алана Карбонара, подаренной Владимиром Спиваковым, вошла во взрослую жизнь тольяттинка Анна Шаталова, с поддержкой маэстро шло становление талантливых волжан Дмитрия Волкова, Риты Рыбиной, Маши Рябовой, Ирины Густяшевой, Варвары Басковой. Фонд Спивакова помог творческим тольяттинцам участвовать в фестивале в Кольмаре. «Там побывало за эти годы около шестидесяти тольяттинцев», — вспоминает директор филармонии Лидия Семенова.
Испанская песня
Спиваков вновь и вновь поддерживает молодые таланты. Вот и на этот раз вместе с его оркестром вышла на тольяттинскую сцену невероятно юная и очень талантливая победительница только что закончившегося на канале «Культура» очередного сезона «Большой оперы» сопрано Ксения Нестеренко. Сначала нам довелось болеть за нее «в телевизоре», а сейчас она благодарит Владимира Теодоровича за поддержку и уже поет вместе с его знаменитым на весь мир оркестром роскошные музыкальные произведения вне времени и границ.
Тольятти не удивить юным возрастом ярких звезд искусства и спорта, но новое оперное имя Ксении Нестеренко действительно покоряет не только голосом и мастерством, но и притягательным обаянием юности. Ксения еще только учится в колледже при Саратовской консерватории, а ее имя уже сошло с телеэкрана и обещает ей звездное будущее. В Тольятти Ксения исполнила две знаменитые арии Джакомо Пуччини — арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки» и «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема» и самое известное в мире испанское болеро — «Испанскую песню» Лео Делиба. И глядя на светловолосую тоненькую «испанку» во время «болеро», казалось, что в роду Нестеренко явно течет испанская кровь.
Зал выпрашивал произведения на бис, и кажется, сами музыканты уже не хотели уходить со сцены: такую искреннюю отдачу получили они от восторженного зрительного зала, так особенно звучали их инструменты в этот первый февральский филармонический вечер.
До новых встреч, «Виртуозы»!
Марта Тонова, «Площадь Свободы»