Спиваков и Репин исполнили Баха в зале Каца
26 марта на концерте знаменитого оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова зрители сидели не только в партере и на балконе, но и на расставленных по бокам сцены стульях. На балконе меломаны расположились прямо на полу, на ступенях. Не висели они, как принято в таких случаях говорить, только на люстре, и то, вероятно, потому, что люстры в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца нет – ее заменяют вмонтированные в потолок светильники. Концерт в рамках IV Транссибирского арт-фестиваля в Новосибирске собрал классический переаншлаг.
Помимо исполнения «Виртуозами» сочинений Шостаковича, Канчели, Пьяццоллы, в программе имелся и суперприз для слушателей: маэстро Спиваков и художественный руководитель фестиваля Вадим Репин сыграли в качестве солистов на скрипках двойной концерт Баха ре минор.
Журналистам посчастливилось услышать репетицию этого произведения с первых рядов партера, а перед началом концерта знаменитые музыканты прямо у гримерки маэстро ответили на несколько вопросов представителей новосибирских СМИ.
Собственное участие в фестивале, как и приезд сверхвостребованных «Виртуозов», Владимир Спиваков объяснил своей давней дружбой с Вадимом Репиным:
– С Вадимом у нас почти целая жизнь прошла. Я помню его маленьким мальчиком…
На что Репин добавил:
– А я вас – юным юношей…
– Ему было тринадцать лет, вместе с Женей Кисиным они играли с «Виртуозами» на каком-то партийном концерте в Кремлевском дворце съездов…, – продолжил маэстро, – Ну и, конечно, помню выступление Жени (сейчас известный пианист – Ред.) и Вадима перед конкурсом Чайковского: все в один голос сказали, что теперь можно конкурс вообще не открывать. Что справедливо до сих пор… Так что у нас чудные отношения, мы много встречались – относимся друг к другу с большим уважением и любовью. Могу сказать, что одно из самых главных качеств для меня, которые есть и были в Вадиме с самого начала, – благородство игры. Сейчас это большая редкость: все стремятся к эффектам, бог знает к чему, искажают музыку, и она превращается в такое большое «Я».
На вопрос, как они, два выдающихся скрипача, почувствовали себя на репетиции в дуэте – ведь в таком качестве они выступают впервые, Спиваков ответил:
– Такое взаимопонимание, как будто мы играли все последние 30 лет на сцене вместе! Хотя я аккомпанировал Вадиму много раз, даже на открытии этого зала. Очень хороший концерт был, памятный для меня во всяком случае…
Несколько лет назад Владимир Спиваков был в числе критиков акустики только что отрывшегося зала им. Арнольда Каца.
После проведенных работ по улучшению акустических характеристик маэстро забыл про недавние недостатки.
– Маэстро, тогда, четыре года назад, помнится, шла речь о некоторых акустических недостатках зала. За это время руководство филармонии предприняло ряд мер для улучшения акустических параметров. Как вы находите, что-то изменилось?
– Честно говоря, я уже не помню, как было, – ответил музыкант. – Настолько это был волнующий момент – первый концерт в новом зале, который, наконец, построили, и которого Новосибирск, город интеллектуалов и вообще замечательных людей, был достоин давно…
– Все можно улучшать, – добавил Вадим Репин, – совершенству предела нет.
Маэстро Спиваков и его «Виртуозы», участвующие в Транссибирском арт-фестивале впервые, только что дали в рамках фестивальной программы два концерта в Красноярске, поэтому музыкант не мог не сказать о значении форума:
– Это прекрасно, что вообще есть такой фестиваль. Мир сейчас очень изменился, он очень сложный, в нем полно агрессии, несовершенства, антигармонии. А музыка успокаивает людей, утешает, гармонизирует, негативные чувства постепенно исчезают, и они как-то возвышаются над происходящим.