• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • В Гомеле выступил оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова

    Правда Гомель

    от 13 февраля 2018

    Музыканты камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и его художественный руководитель и главный дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков выступили в Гомеле. Концерт, проходивший в рамках V Между­народного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», задолго до начала стал аншлаговым событием.

     

    Зал приветствовал маэстро стоя. Публика восторженно ловила каждое движение кумира, его взгляд, улыбку. И вот мгновенная тишина, поворот к музыкантам… Дирижерского пульта нет, партитуры тоже, но с первым же взмахом палочки приходит понимание, что гению не нужно сверяться с нотами. Звучала симфония ре минор великого итальянского виолончелиста Луиджи Боккерини.

     

    Произведение «галантного стиля» хотелось слушать бесконечно, настолько легки, чисты и звонки были завораживающие завитки пассажей в прозрачной оркестровой полифонии. Казалось, сам дирижер и не в меньшей степени солисты любовались красотой и богатст­вом музыкальной материи. Движения маэстро — то решительные, быстрые, искрометно-игривые, то вкрадчивые, плавно-задумчивые — сопровождались его улыбками, мимическими обращениями к оркестрантам, вызывая ответную реакцию. За всем этим элегантным «общением» уникального по сыгранности коллектива с видимым удовольствием наблюдали зрители.

     

    Казалось, артисты в минуты игры даже дышат в унисон. А уж если вздыхают, то так мастерски и выразительно, что зал, не сговариваясь, интуитивно подхватывает, включаясь в игру. Так было в «Маленькой Данелиаде» грузинского композитора Гия Канчели. Небольшое, но чрезвычайно занимательное произведение было богато звуковым разнообразием и преподнесено с блистательной виртуозностью. Последний протяжный вздох «У-у-у-у…» прошелестел по залу, и пьеса закончилась улыбкой дирижера и неистовыми возгласами «браво». Никто не смог сдержать эмоций: аплодировали слушатели, аплодировали музыканты, аплодировали учащиеся гомельских музыкальных школ и колледжа искусств имени Н. Ф. Соколовского, которым была отдана часть сцены у занавеса. Стоит сказать, что «Виртуозы Москвы» и в Беларуси не отступают от давней, хорошей традиции приглашать на свои выступления молодых талантливых ребят.

     

    Произведения Дмитрия Шостаковича часто включаются в программы выступления оркестра. В этот раз гомельчане услышали камерную симфонию «Памяти жертв фашизма и войны». Мощное и торжественно-печальное сочинение в исполнении «Виртуозов» было понятно и близко даже тем, кто впервые услышал его. Ужас и жестокость, перенесенные людьми, ощущение безжалостности самой страшной и разрушительной войны двадцатого столетия явственно представали в трагических нотах. Впечатление от услышанного было настолько сильным, что при заключительных звуках симфонии никто из зрителей не решался нарушить напряженную тишину. Робкий хлопок — и на артистов обрушивается шквал аплодисментов.

     

    Наверное, ни один композитор не звучит в исполнении знаменитого оркестра столь блистательно, вдохновенно и так магнетически, как Моцарт. Меломаны ждали Моцарта, и его дивертисмент заструился с невыразимой легкостью, изяществом и остроумием. Сочетание кристальной ясности музыкальных форм и тонкости эмоциональных нюансов завораживали, заряжали особым позитивом. Маэстро благодарил зал за восторженные овации, пожимал руки солистам оркестра, выводил их к рампе, подчеркивая, что без любого из них невозможно столь мастерское исполнение.

     

    В сюите «История танго» Астора Пьяццоллы солировали четыре скрипача — Виталий Хандрас, Алексей Лундин, Евгений Шульков и Алексей Стрельников. Каждый из них, обладая неповторимой манерой исполнения и темпераментом, не вступая в противоречия, но дополняя друг друга, «рассказывал» об аргентинском танго, его страстности, элегантности и изысканности. Можно сказать, что в этом номере мечта Пьяццоллы сбылась — его танго играет один из лучших оркестров мира.

     

    Прощание с «Виртуозами» было скрашено двумя короткими популярными пьесами Шостаковича и Моцарта. Полторы-две минуты ощущения чуда — и зал встает в едином порыве. Маэстро Спиваков и его музыканты прощаются, унося с собой тепло сердец и любовь зрителей.

     

    «Иногда мне кажется, что я сам написал музыку»

    Перед концертом мне удалось пообщаться с Владимиром Спиваковым.

     

    — Владимир Теодорович, планируете ли вы выступить на этом концерте в качестве скрипача? Если да, то кто будет дирижировать оркестром?

    — Накануне случилось так, что я поранил руку (маэстро показал ладонь — прим. автора) и не смогу играть. В те моменты, когда я солирую, оркестру не нужен дирижер, профессионализм музыкантов позволяет им играть на таком же высоком уровне.

     

    — Ваш фестиваль открывает имена новых молодых артистов, музыкантов. Что для них — выступать вместе с вами на одной сцене? Может ли это быть стартом карьеры?

    — Не стартом, а помощью.

     

    — Из каких миров прилетает к вам птица вдохновения?

    — Если говорить о вдохновении, то, конечно, это музыка — невероятная энергетическая субстанция. В ней есть все, что нужно для жизни и творчества.

     

    — Чтобы понимать музыку, нужно ли быть подготовленным человеком?

    — Необязательно. Но лучше — да. Хотя Майя Плисецкая как-то сказала: «Если пустить в музей аборигена, он прежде всего подойдет к шедевру». Качество в искусстве человек всегда чувствует интуитивно.

     

    — Как вы оцениваете мастерство белорусских музыкантов, своих коллег?

    — У вас прекрасные оркестры, а у музыкантов великолепная профессиональная подготовка, высокий уровень образования. В Беларуси традиционно сильна школа духовых инструментов, что прежде, в Советском Союзе, было проблемой. Но, к большому сожалению, у артистов не всегда хорошие музыкальные инструменты.

     

    — Чтобы достичь профессиональных высот, обязательно ли быть перфекционистом? Или достаточно иметь позитивный настрой и веру в себя? У кого больше шансов?

    — Трудно разложить все по полочкам, как невозможно быть абсолютно уверенным во всем и в себе. Человек — хрупкое создание. Его сила в надежде.

     

    — Может ли надежда возникнуть на почве страданий, переживаний?

    — Конечно. Страдания в какой-то степени закаляют.

     

    — Печальное событие прошлого года — уход Дмитрия Хворостовского. Кем он был для вас?

    — Другом, коллегой, замечательным человеком и артистом. Вместе с другими известными артистами я работаю над созданием фонда для поддержки его детей. Очень важно, чтобы они получили хорошее образование.

     

    — Заключительный день фестиваля «Владимир Спиваков приглашает» принесет небывалое зрелище — на сцене Большого театра оперы и балета выступит Национальный балет Марселя с программой «Корпс». Почему именно этот коллектив?

    — Все время нужно что-то свежее. Искусство прекрасно своим многообразием. Этот спектакль — современное прочтение жизни. Я сам очень люблю современное искусство, творчество художников нонконформистов, коллекционирую его. Большая часть коллекции находится в Московском международном доме музыки, где я 15 лет президент: считаю, что кроме воспоминаний должно остаться что-то материальное.

     

    — Как вы сами воспринимаете музыку, которую исполняете?

    — Иногда мне кажется, что я сам ее написал. Мне очень близки слова Евгения Светланова, знаменитого дирижера и композитора, который говорил: «Иногда кажется, что в меня вселился дух Рахманинова».

     

    Алексей Герасименко, Наталья Рудева

    Мы используем «cookies».

    Что это значит?