«Виртуозы» – они и в Белгороде ВИРТУОЗЫ!
Приезд народного артиста СССР Владимира Спивакова с его легендарным оркестром «Виртуозы Москвы» белгородские музыканты и просто меломаны встретили с восторгом. Это наша первая встреча с маэстро, и неудивительно, что зал Белгородской государственной филармонии был на концерте переполнен.
В качестве солиста Владимир Теодорович вывел на сцену 12-летнего пианиста Даниила Харитонова, лауреата международных конкурсов, обладателя премии «Золотой Щелкунчик-2010».
В концерте прозвучали Фортепианный концерт № 9 ми-бемоль мажор В. А. Моцарта, симфония ре-минор Л. Боккерини, финал-вариации Сонаты до-мажор Дж. Россини, Серенада для струнного оркестра П. Чайковского, а на бис была исполнена музыка Ф. Листа, А. Пьяццоллы, И. Брамса и П. Чайковского.
Звучали «Виртуозы» в новом зале филармонии великолепно. За роскошный подарок городу отдельное спасибо губернатору Е. С. Савченко, сказал со сцены сам маэстро, высоко оценивший акустику. Но, конечно, не только акустика «была виновата» в том, что каждый штрих исполнения, каждый смычок оркестра был отчетливо слышен. Почти все слушатели в какой-то момент пережили необычное ощущение…
– Трудно подобрать слова, чтобы выразить переживания, которые вызвала музыка и удивительное, потрясающее мастерство, – сказал нам в антракте начальник областного управления культуры С. И. Курганский, по одному из образований музыкант. – Присутствующие почувствовали какой-то «восход солнца», возвышенный восторг. Боже мой, сколько нужно труда и какой иметь талант, как любить свою профессию, чтобы достичь такого высочайшего уровня! Мальчик удивил – филигранная техника, потрясающее чувство ритма, что в исполнении Моцарта очень важно.
– «Виртуозы» – просто слов нет! И Даниил произвел потрясающее впечатление – как будто мы увидели за роялем маленького Моцарта, – поделились впечатлениями супруги В. М. и М. В. Полонские, завсегдатаи филармонических концертов.
После концерта удалось взять у маэстро небольшое интервью. Владимир Теодорович приятно удивил отсутствием всякой «звездности», простотой и благородством обращения.
– У меня очень много таких талантливых, как Даниил Харитонов, детей, – сказал музыкант. – Неловко говорить, но наш Фонд (благотворительный Фонд В. Спивакова. – Н. К.) делает много хорошего. В каждом городе, в том числе и в Белгороде, есть стипендиаты моего Фонда. Даже под Белгородом есть девочка, кажется, Танечка Летникова, которая поет. Она учится в школе для детей с недостатками речи. Вот и сегодня я слушал у вас девочку очень хорошую, Дашу. У нее скрипка-половинка, из которой она выросла, поэтому будем помогать ей с инструментом. На мой фестиваль «Москва встречает друзей» – он проводится раз в год – приезжает более тысячи музыкально одаренных детей.
– Наоборот, очень хорошо. На концертах «Виртуозов Москвы» всегда сидят на сцене – те, кому не хватило мест, ветераны, просто люди, которым билеты не по карману…
– Я еще не оставил сольные выступления, хотя происходит это теперь гораздо реже. 18 февраля в нью-йоркском Карнеги-Холле у меня сольник, а это не шуточки. Но оркестр, конечно, требует внимания, постоянной работы, чтобы держать такой уровень. Ничто просто не дается!
– По каким критериям вы отбираете в коллектив исполнителей? Они действительно из Москвы или, может, из провинции?
– Нет, это все москвичи. От первого состава оркестра осталось всего четыре человека, ведь начинали мы 30 лет назад. А критерии простые: чтобы были хорошие люди, хорошие музыканты, чтобы в оркестре была хорошая обстановка. Сейчас все кричат: «Надо быть диктатором!». Я этого не принимаю. Поэтому у меня получается лучше, чем у тех, кто бывает диктатором.
– У нас много гастролей на Западе, но мы «Виртуозы Москвы» и в первую очередь представляем за рубежом Москву. Но и провинцию не забываем. Вчера были в Омске – там тоже потрясающий зал построили. Я привезу туда свой фестиваль, пять концертов.
– Это не простое дело, требует времени, ресурсов. Но может случиться тоже… Должно случиться!
– А вам не мешало то, что во время концерта на сцене рядом с музыкантами вашего оркестра сидели дети – победители различных музыкальных конкурсов, их преподаватели?
– Вы не жалеете, что оставили сольную карьеру ради дирижерского искусства? Ведь вы как скрипач получили в мире большое признание?
– Вы чаще выступаете в российской провинции или больше на Западе?
– А к нам?!!
– Это не простое дело, требует времени, ресурсов. Но может случиться тоже… Должно случиться!
Н. Кутковая
Белгородская правда (от 18 октября 2011 г.)