Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» дали концерт в Белгороде
Состоявшейся 15 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии концерт камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова – впервые в Белгороде – стал, как и предвозвещали афиши, настоящей сенсацией.
Увидеть музыканта-легенду, артиста экстра-класса с редкостно-доброжелательной харизмой, услышать созданный им и руководимый уже тридцать лет поистине королевский оркестр из 23-х человек, которому рукоплескали в лучших концертных залах многих стран мира, – в условиях небольшого города дорогого стоит.
Может быть, эти впечатления от концерта нужно предварить словами, которыми артист попрощался с переполненным залом перед последним, третьим «бисом» – «Танго любви» Пьяццоллы: «Надо сказать спасибо Евгению Степановичу (Е.С. Савченко, губернатор Белгородской области, – прим. автора) за этот великолепный зал. Играть в нём – огромное удовольствие».
Удовольствие, надо заметить, было глубоко взаимным. В нём не мог себе отказать даже владыка Белгородский и Старооскольский – архиепископ Иоанн.
Народный артист СССР, руководитель и дирижёр Национального филармонического оркестра России, организатор международного музыкального фестиваля в г. Кольмаре (Франция), основатель собственного международного благотворительного фонда, Президент Московского международного Дома музыки, Владимир Теодорович основал свой камерный коллектив в 1979 г.
Среди более чем тридцати первоклассных камерных оркестров Москвы, меняя и омолаживая состав оркестра, «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова прочно занимают положение «первого среди равных».
Перед началом концерта маэстро Спиваков сделал более чем трогательный жест – в глубине сцены на стульях сидели и слушали весь концерт юные белгородские музыканты – победители областных и региональных соревнований и конкурсов.
Вечер начался Фортепианным концертом №9 Ми-бемоль мажор В.А. Моцарта, излюбленным в репертуаре пианистов. (В мае этого года он звучал на этой же сцене в исполнении лауреата международных конкурсов Елизаветы Труновой и Белгородского симфонического оркестра).
Вчера в нём солировал 12-летний Даниил Харитонов, лауреат международных конкурсов, стипендиат международного фонда В. Спивакова, обладатель премии «Золотой Щелкунчик–2010». Увлечение виртуозностью, столь естественное в юном возрасте, вылилось в столь же виртуозный «бис» – этюд Ф. Листа «Хоровод гномов».
Когда «Виртуозы» исполняли итальянскую камерную классику конца ХVШ – начала ХIХ вв. (Дж. Россини – финал-вариации Сонаты До-мажор и Симфонию ре-минор Л. Боккерини), стройность, слаженность, гибкость, полётность, тонкость нюансов, блеск унисонов, красота фразировки, бесконечность динамической шкалы, энергия исполнительской воли растворялись в притихшем зале без остатка.
В том, каким разнообразным может быть камерный оркестр, белгородские слушатели могли убедиться во втором отделении, слушая после итальянцев 4-хчастную «Серенаду для струнного оркестра» (1880) П.И. Чайковского.
Из этой большого масштаба циклической композиции камерные оркестры среднего уровня играют обычно только 2-ю часть – «Вальс». Оркестр Спивакова развернул это мощное, изобретательное, поистине симфоническое полотно во всём его инструментально-тембровом, увлекающем подробностями, богатстве.
Трём «бисам» – «Сладкая грёза» Чайковского, «Венгерский танец» Брамса и «Танго любви» Пьяццоллы – слушатели потихоньку подпевали и, выходя из зала, одна дама сказала своей спутнице: «Ну разве можно такое удовольствие получить у телевизора?»
Н. Синянская (фото А. Черев)
А-фишка (от 16 октября 2011 г.)