Чанг и «Виртуозы Москвы» заворожили Цюрих
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» был основан Владимиром Спиваковым: в 1979 году он собрал вокруг себя своих друзей-виртуозов, некоторые из которых были победителями международных конкурсов и концертмейстерами ведущих московских оркестров. Такое в России того времени случалось не каждый день, и прошло четыре года, прежде чем оркестр был признан правительством страны. Теперь, почти 25 лет спустя, оркестр даёт по 100 концертов в год и много гастролирует. Концерт в Цюрихе был частью тура по Швейцарии, организованного крупнейшей сетью швейцарских супермаркетов «Мигрос», чьей целью является знакомство швейцарских зрителей, которые обычно имеют возможность послушать только Городской оркестр в Цюрихе или Оркестр романской Швейцарии в Женеве, Лозанне и Монтрё, с лучшими оркестрами мира.
Кроме того, компания «Мигрос» стремится дать молодым швейцарским талантам возможность сыграть с первоклассными ансамблями. На этот раз такой шанс выпал 30-летнему швейцарскому виолончелисту Давиду Пиа, который оказался внуком прославленного ныне покойного дирижёра Карла Рихтера. До недавнего времени Пиа был солистом Молодёжного оркестра Густава Малера.
Пиа выбрал для исполнения один из 27 виолончельных концертов Вивальди. К сожалению и к великому удивлению, это сочинение оказалось мало запоминающимся и совершенно не сравнимым с другими произведениями в программе. Однако Пиа играл очень выразительно, с большим чувством и изяществом и продемонстрировал превосходную технику.
Изюминкой концерта для меня стали чарующие «Воспоминания о Флоренции» Чайковского – его последнее сочинения для камерного оркестра. Вёл оркестр галантный и колоритный дирижёр Владимир Симкин, который, очевидно, представляет ту же русскую дирижёрскую школу, что и Темирканов: он немного комично размахивал руками, но, стоит отметить, все его жесты были очень действенны. Возможно, итальянизированное allegro con spirit могло быть и повеселее, если бы музыканты не сидели с угрюмыми лицами, а улыбались. Тем не менее, прозрачная многослойность этой части была продемонстрирована так, что дух захватывает. Душевное adagio было исполнено легкомысленно и грациозно; оживлённое scherzo, скорее русское, чем итальянское, и блестящее trio вызвали у зрителей полнейшее восхищение и преждевременные аплодисменты. Симкин полностью владел ситуацией при исполнении фуговых пассажей подвижного finale, которое привело это прелестное и энергичное произведение к радостному завершению. Мы были награждены бисом – Венгерским танцем № 5 Брамса.
Сара Чанг, ровесница Давида Пиа, в представлении не нуждается, равно как и «Времена года». Проблема заключается в том, что это произведение настолько знаменито, что его можно даже не слушать, а просто напевать себе под нос. Оркестр, ведомый Чанг в ослепительном розовом платье, то и дело вскидывающей копну длинных чёрных как смоль волос, ничуть не уступал ей в исполнении, не теряя мягкого звучания даже в forte пассажах. Впечатляющий концертмейстер виолончелей мужественно боролся, чтобы аккомпанировать Чанг, и лишь однажды немного не попал в заданный ею ритм. Чанг, пять лет назад записавшая «Времена года» с камерным оркестром «Орфей», играла мощно и почти так же импульсивно, как Найджел Кеннеди. Тем не менее, это было не пиротехническое шоу, а тщательно обдуманное исполнение. Зрители были в восторге, и небезосновательно.
Джон Родс
Источник: http://www.seenandheard-international.com/2012/04/24/chang-and-moscow-virtuosi-enthral-zurich/