«Не расстанемся без любви!». «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова дали единственный концерт в Рязани
В 1979 году 35-летний скрипач Владимир Спиваков объединил вокруг себя солистов-виртуозов с такой скромной целью, как «для камерного музицирования». Сегодня, спустя более 30 лет, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» носит высокий статус «Национальное Достояние». Всевозможные музыкальные премии, самые престижные залы и, конечно же, постоянные аншлаги! С аншлагом прошел и единственный концерт в Рязанской филармонии. Билеты на 17 октября были разобраны еще задолго до ожидаемой даты. И даже двухчасового концерта было мало рязанским зрителям, которые еще долго не отпускали маэстро со сцены.
«Популярные классические произведения», – так было означено в программе вечера. И если первое отделение концерта было отдано русской классике (звучали произведения Чайковского), то после антракта прозвучали зарубежные шедевры: Россини, Каннио, Боккерини, Верди, Делиб, Легар, Пуччини. Впрочем, как позже рассказал Владимир Спиваков в интервью рязанским журналистам, репертуар оркестра широк и включает также и сочинения отечественных современных композиторов. Хотя, как констатировал маэстро с легким сожалением, громкие имена появляются все реже:
– Дело в том, что все процессы развиваются спиралевидно. Не бывает так, чтобы подряд рождались невероятные композиторы. Для этого нужна почва, атмосфера. После развала Советского Союза, когда работа композиторов была структурирована и более или менее поддерживалась, наступила эпоха безвременья. В советскую эпоху даже у запрещенных композиторов работа все-таки была: тот же Альфред Шнитке писал для мультфильмов, для Юрия Любимова, для балета. У Дмитрия Шостаковича в прихожей всегда наготове стоял чемоданчик с бельем и зубной щеткой, но при этом он постоянно был в работе. У художника всегда есть чувство сопротивления, как у рыбы, которая идет на нерест. И может, нехорошо так говорить, но именно благодаря такой истории Шостакович смог оставить нам такие великие памятники той эпохи. А когда произошло политическое землетрясение и все исчезло в один момент, все оказались растеряны. Развалился Союз композиторов, многие уехали. И, тем не менее, есть громкие имена: Софья Губайдуллина, Арво Пярт, Родион Щедрин. Мы играем этих авторов, записали «Семь слов Христа» Губайдуллиной, записали произведения Денисова, Шнитке. И сейчас мы сделали еще одну запись Шостаковича, пожалуй, одну из лучших.
Дело в том, что буквально за два месяца до смерти Рудольф Баршай пришел на наш концерт в Цюрихе. Несмотря на то, что он достаточно суровый критик и сам руководил блестящим оркестром, он оценил «Виртуозов Москвы» весьма высоко. И подарил мне партитуру Третьего квартета Шостаковича со словами: «Я думаю, ни один оркестр это сочинение лучше не сыграет».
Еще посмотрев партитуру, я понял, что это коленопреклоненное творение Баршая перед Шостаковичем. Помимо того, что он был прекрасный аранжировщик, он сделал все очень скромными средствами, понимая, кто такой Шостакович. Это исключительное сочинение! Так, мы записали Третий и Восьмой квартеты, и это лучшее, что мы сделали за все время.
С удовольствием играю музыку Арво Пярта. Кроме того, есть много композиторов советского периода, которые мало исполняются: Локшин, Сидельников. И обратил я свой взор к Караманову. На рождественском фестивале в Московском Международном Доме Музыки, посвященном духовной музыке, я буду дирижировать Реквием Караманова. Шнитке считал, что он гений! А получить такую характеристику от Шнитке – весьма непросто!..
Привет от Шнитке
Говоря о Шнитке, Владимир Теодорович, естественно, не мог обойти вниманием историю посвящения, которое сделал ему композитор. История, которая растянулась на года и, в результате, приняла совершенно мистический характер:
– Мы были в Германии, и на одном из концертов, транслировавшемся по всей Германии, исполняли сонату для скрипки и камерного оркестра, написанную Шнитке. В антракте меня зовут к телефону. Это звонил Шнитке из Гамбурга, из больницы, где он лежал после третьего инсульта. С трудом выговаривая слова, медленно-медленно он произнес одну фразу: «То, что я услышал, – это воплощенная мечта композитора». И после этого он посвятил мне произведение.
Хотя я поначалу этому не поверил, потому что ни о чем его не просил и отнюдь не входил в число первых в этом ряду. Но потом стали звонить и просить разрешение исполнить сочинение, посвященное мне. Я решил, что произошла какая-то путаница. И уже позже моя жена обратилась в Издательство Сикорского и спросила, на самом ли деле существует произведение Шнитке, посвященное Спивакову? И тогда они, удивленные, что мы до сих пор не в курсе, прислали нам ноты. Это произведение для скрипки, тромбона, тенора, ударных инструментов и камерного оркестра «Пять фрагментов по картинам Иеронима Босха». Это был как привет с небес, с того света – от Альфреда Шнитке.
Главная награда
Вместе с «Виртуозами Москвы» 17 октября перед рязанцами выступали молодые, но уже довольно известные солисты – лауреат международных конкурсов Виктория Зяблицкая (сопрано) и артист Молодежной оперной программы Большого театра Сергей Радченко (тенор). Поддержка молодых дарований для Владимира Спивакова – одно из важнейших направлений жизни и творчества:
– Это, наверное, и есть главная награда моей жизни: уже более 17 тысяч детей получили помощь нашего Международного благотворительного фонда. Куплено и подарено огромное количество инструментов. На свою Государственную премию я купил итальянскую виолончель и подарил девочке Анастасии Кобекиной, которую считаю выдающимся талантом. Я посчитал, если я этого не сделаю, то этого не сделает ей никто и никогда. И еще Фонд, конечно, не может оставаться в стороне от больных детей, хоть это и не является профилем нашей деятельности. Благодаря усилиям Фонда проделано более 110 операций, идет сбор средств, закупаются детские инвалидные коляски, которых у нас до сих пор нет в необходимом количестве, несмотря на все прорывы в космосе и гонку вооружения.
Щедрость сердца и широта души определяют жизнь и творчество Владимира Спивакова. Это было видно и на концерте по тому, как выкладывался дирижер и его музыканты. И когда в финале маэстро выходил на поклон, он так широко распахивал руки, словно хотел обнять весь зал. ««Виртуозы Москвы» не просто любят свою музыку и свою работу, но и людей, для которых они играют!» – так определил причину многолетнего успеха своего коллектива прославленный музыкант. Поэтому и точка, которой он завершил рязанский концерт, оказалась именно про любовь. «Мы не расстанемся без любви!» – произнес маэстро в зал и подарил на бис танго Пьяццоллы.
P.S. Организатором выступило Концертное агентство «Classic», его основатели Константин и Николай Панины благодарны Рязанской филармонии за сотрудничество.
Вера НОВИКОВА