Спиваков в Пензе
Владимир Спиваков на все 100% соответствовал тому образу, какой сложился о нем в музыкальных кругах. Он был одет с иголочки, белоснежно-седые аккуратно подстриженные волосы оттеняли иссиня-черный костюм: эдакий вылощенный франт с приветливой интеллигентной улыбкой.
Но главным дополнением к этому образу стало абсолютное отсутствие «звёздности», никаких капризов и готовность общаться со всеми желающими.
Влюбиться можно было с первого взгляда, и тем более с первого звука его скрипки. Бессмысленно описывать игру гения и звучание его оркестра. Это надо слышать!
«Пензенский зритель соскучился по настоящему искусству», – признался после концерта Владимир Спиваков по своим ощущениям от реакции зала. И если для первого отделения он выбрал Вивальди, Россини и Боккерини – музыку с классической легкостью и блеском, то второе отделение было посвящено Шостаковичу, глубина которого доступна далеко не всем.
Надо хорошо знать историю, чтобы понять смысл«Антиформалистического райка» – зашифрованной, острой политической сатиры композитора. Тогда и сам текст произведения, в том числе произношение фамилии Римский-Корсаков с ударением на втором слоге, будет вызывать горькую улыбку, а не радостное аплодирование в такт музыки.
«До сих пор есть законы, которые у нас стараются внедрить и тем самым разрушить то, что едва теплится. Музыка об этом. Эта тема сегодня опять горяча, – отметил Спиваков и рассказал случай из жизни. – Я летел в самолете и слышал, как молодая стюардесса говорила: «Наш самолет назван именем русского композитора МусорОгского. Ко мне сразу подлетели несколько пассажиров: «Владимир Теодорович, Вы слышали, что происходит?»
Но, к сожалению, подобное происходит и на концертах самого маэстро, так как попасть в зал при цене билетов 1-4 тыс. руб. в Пензе могут не те, кто по-настоящему ценит искусство, а скорее те, для кого это почетно и престижно. Аншлаг в драмтеатре подтвердил, что таковых в нашем городе оказалось немало.
От этого прозвучавшее произведение Шостаковича, наверное, обрело еще большую актуальность. А сам Спиваков на эту точку зрения лишь корректно ответил: «Как Вы почувствовали».
И для тех, кто почувствовал аналогично, исполнение на бис Либертанго Пьяццоллы окрасилось какой-то непреходящей грустью. То ли от пронзительной музыки аргентинского композитора, то ли оттого, что концерт великого маэстро закончился.
Марина Блинова
Улица Московская (от 16 февраля 2011 г.)