«Виртуозы Москвы» открыли сезон Концертного зала имени С. Прокофьева
Это был последний пункт большого гастрольного тура, который прошел по России в канун 2014 года, объявленного Годом культуры и посвященного 20-летию Совета федерации Федерального собрания России.
Музыканты исполнили сочинения Моцарта, Россини, Боккерини. Билеты на концерт были проданы за месяц. В зале не было ни одного свободного местечка, как бывает всегда, если на сцене маэстро Спиваков.
«Неописуемый гений скрипки»
Владимира Спивакова не надо представлять широкой публике. 35 лет назад созданный молодыми талантливыми музыкантами камерный оркестр «Виртуозы Москвы» с первых концертов покорил публику. Сегодня — это наш российский бренд, наше национальное достояние.
Самая влиятельная газета США «Нью-Йорк Таймс» назвала Спивакова «неописуемым гением скрипки», профессионалы восхищались «замечательным звуком, ничем не скованной виртуозностью, величавостью, элегантностью и достоинством» маэстро. А легендарный Бернстайн подарил после концерта Владимиру Теодоровичу дирижерскую палочку, с которой Спиваков не расстается никогда.
Когда создавался оркестр, музыканты обозначили свое кредо: любить музыку, людей, друг друга. И этому принципу следуют всю жизнь. В трудные перестроечные времена, чтобы сохранить коллектив, «Виртуозы» уехали в Испанию. Но когда им предложили очень выгодные условия и попросили остаться, поменяв название на «Виртуозы Барселоны», оркестранты не согласились. Они были и остаются «Виртуозами Москвы».
Нельзя, невозможно перечислить всех наград, которые есть у Владимира Спивакова. Но есть нечто такое, что отличает этот коллектив от всех остальных. Музыканты всегда появляются там, где беда, где требуется не только физическая, но и духовная поддержка. Когда случилась трагедия в Чернобыле, «Виртуозы» приехали в опасную зону с концертом. Люди в зале плакали. Не могли сдержать слез и музыканты, зная, что многие их слушатели обречены… Они были в Спитаке, в 1988 — в Хиросиме, где зал долго стоял в благодарном молчании, в Дахау. А в этом году — на Дальнем Востоке, в затопленном Приамурье…
Разделенное горе — половина горя
— Всего было десять концертов, — рассказывает Владимир Спиваков, — первое выступление состоялось в Красноярске, потом был Хабаровск, другие города. Пришлось пропустить Комсомольск-на-Амуре — там затопило театр — вода стояла на отметке девять метров. Зрелище тяжелейшее. Из иллюминаторов, когда мы пролетали, были видны только крыши домов, все было буквально покрыто водой. Это трагедия. Я думаю, до конца еще неизвестно, чем она обернется в будущем. Пострадали люди, оказалось в опасности множество животных, в том числе редких, а ведь впереди — зима…
Мы уже решили, что переведем средства в Комсомольск-на-Амуре. Только выясним по возвращении в Москву конкретный адрес. Я не сторонник того, чтобы оказывать помощь «вообще», она часто потом куда то исчезает. Мы всегда прослеживаем, чтобы отправленные средства дошли до конкретного адресата. Я считаю, что разделенное горе — это половина горя. Мы хотели выразить людям сочувствие и мы его выразили.
— Владимир Теодорович, «Виртуозы Москвы» с годами меняются: это хорошо?
— Это нормально. Естественно, состав омолаживается, сегодня он достаточно стабилен. Из тех, кто со мной начинал, я назову Григория Ильича Ковалевского, с которым мы не расстаемся по жизни где то пять десятилетий. Он директор коллектива, «играющий тренер», все годы — неизменный контрабас «Виртуозов Москвы».
— Сегодня трудно сказать, кто вы маэстро Спиваков, — так многолик ваш творческий образ. И все же, что главное: скрипка, «Виртуозы Москвы», «Национальный филармонический оркестр России», Московский международный дом музыки, благотворительный фонд… — список длинен?
— Вы можете сказать, если у вас много детей, кого вы любите больше? Нет? Вот и я. Хотя внимания больше уделяю, наверное, филармоническому оркестру: просто потому, что он всех моложе, ему только десять лет.
— Вы всю жизнь поддерживаете молодых артистов: вспомнить только «Новые имена», давшие столько исполнителей мирового уровня. В Челябинск вы привезли двух молодых вокалистов…
— Это Алина Яровая, солистка Большого театра, и Алексей Неклюдов, получившие гранты национального филармонического оркестра России. Они имеют право ездить с оркестром по стране, выступать с оркестрантами. Это позволяет им раскрываться, ведь сцена — лучший учитель.
Признание в любви
— Недавно по телевидению показали ваш спектакль — роман в письмах Петра Ильича Чайковского и баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк, которых связывало нечто большее, чем любовь — духовное родство. Планируются ли другие подобные проекты?
— Это четвертый спектакль из цикла «Признание в любви». Он благотворительный. Вырученные деньги поступят в фонд «Артист», который возглавляет актриса Мария Миронова, дочь Андрея Миронова. Сегодня многим забытым кумирам, бывшим работникам сцены требуется материальная поддержка, деньги на лечение, лекарства, просто достойную жизнь.
А Ксения Раппопорт — актриса уникальная. Я почему то долго не думал, кто будет играть фон Мекк. Конечно, Ксения. И действительно, когда я увидел ее в платье, специально взятом во МХАТе, с этой прической, — внешнее сходство поразило. Но главное — ее искренность, глубочайшее понимание и сопереживание, которые обнажили нерв необычного характера Надежды фон Мекк, сделали образ таким эмоциональным.
Я не умею отдыхать
— Как вам удается держать физическую форму, восстанавливаться? Ведь концерт в Челябинске — это из серии «с корабля на бал». Вы только что с самолета…
— Публика помогает. Выхожу на сцену — и забываю об усталости. Но спорт, конечно, тоже. Времени для него немного, но когда работаешь четыре часа с дирижерской палочкой на сцене, то, поверьте, такие нагрузки стоят не одной тренировки.
— Знаменитый Зубин Мета тоже говорит, что расслабляется иногда на концертах…
— Зубин Мета на вопрос об отдыхе однажды ответил: «Я отдыхаю в адажио симфонии Брукнера…». Но я так не умею. Разве что когда готовлюсь к новому сезону, ищу ноты, перебираю материал, чтобы выбрать, познать и полюбить.
— Без «полюбить» нельзя?
— Невозможно.
— Однажды на телевидении вы процитировали поразившие вас стихи юной Леры Авербах, челябинки, нынче живущей в США, композитора и пианистки. Пересекались ли ваши творческие пути, ведь Лера сегодня входит в список самых исполняемых композиторов Европы?
— Это было стихотворение «Рождение звука». Так вот, пока наши творческие пути проходят параллельно. Но я не исключаю возможность их пересечения. Лера обещала мне прислать свою партитуру, но что то случилось с почтой при пересылке. Но я думаю об этом и не исключаю возможности совместного проекта.
У детей — свой выбор
— Владимир Теодорович, можно о личном? Вы многодетный отец, чем заняты ваши дочери?
— Они все занимались в детстве музыкой. Но старшая Екатерина в шестнадцать лет сказала, что ее больше интересует кино. И поскольку я считаю, что нельзя проживать жизнь за своих детей, что у них должен быть выбор, то я поддержал ее решение. Она пишет сценарии, стихи, снимает клипы в одной из американских кинофирм. Средняя дочь Татьяна стала актрисой, поставила в Париже несколько спектаклей, младшая, Анна, проявила способности к джазовому пению, сейчас она учится этому, делает первые шаги.
— А Саша, племянница, которую вы воспитываете после смерти сестры?
— А Сашенька нашла себя в гостиничном бизнесе, она администратор отеля, хотя в детстве пела в хоре на французском радио.
— Дети за рубежом, часто встречаетесь?
— Традиционно в августе вся семья собирается дома. Я не принимаю в это время никаких предложений, этот месяц посвящаю только своим близким.
— Ваша жена Сати ведет передачу на канале «Культура» «Нескучная классика». Вы как то влияете на это?
— Никогда. Только высказываю свое мнение. Мне кажется, это хорошая передача. В ближайшее время Сати делает передачу с Сережей Филиным, с которым дружит. Мы не очень давно побывали в Германии, хотели навестить его, но врачи в последний момент не разрешили: ему была сделана очередная операция на глазах. Я надеюсь, что драматическая история движется к финалу, и он вернется в Большой театр.
— Что для вас создает ощущение счастья?
— Мне очень понятны слова Александра Сергеевича Пушкина: «Летят за днями дни, и каждый день уносит частичку бытия…» Если я, взглянув в окно, вижу с утра кусочек голубого неба, ощущаю, что жизнь продолжается, это и есть счастье.
P.S. На встрече с журналистами министр культуры Владимир Бетехтин по традиции, введенной губернатором Михаилом Юревичем для именитых гостей, вручил Владимиру Спивакову кубок работы златоустовских мастеров.
Надо ли говорить, что концерт «Виртуозов Москвы» прошел с огромным успехом. Публика долго не отпускала музыкантов и была щедро вознаграждена «бисами».
Старикова Лидия Владимировна