• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: на провинции держится страна

    Газета «Уездный город А»

    on 5 November, 2014

    Имя народного артиста СССР Владимира Спивакова известно во всем мире — талантливый скрипач и дирижер, создатель и бессменный руководитель легендарного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», дирижер национального филармонического оркестра России, основатель международного благотворительного «Фонда Владимира Спивакова», основатель и президент Московского международного Дома музыки… 26 октября во Дворце культуры города Кольчугино состоялся заключительный концерт международного музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» На нем присутствовало шестьдесят зрителей из Александрова.

     

    Поездку для александровцев организовало агентство «Родина-Тур». Первоначально было забронировано 90 билетов, но Кольчугино выделило нам только 60. Зал Кольчугинского ДК на 700 мест был переполнен, в проходах стояли стулья, кроме того, ряд стульев стоял прямо на сцене, позади оркестрантов. По традиции, это места для сирот, воспитанников интернатов.

     

    Проведение фестиваля на владимирской земле совпало не только с юбилеем области, но и с 70-летним юбилеем самого маэстро, 35-летием государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и 20-летием Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. Во Владимирской области фестиваль проводится впервые, и сразу четыре концерта: 5 сентября — в усадьбе Храповицкого (п. Муромцево), 6 сентября в Коврове, 25 октября во Владимире, 26 октября в Кольчугино. Этот подарок к юбилею области был получен благодаря личному содействию губернатора Светланы Орловой и финансовой поддержке ювелирного завода «Адамант» в лице генерального директора Сергея Авакяна. Благодаря спонсорам цена на билеты была символической — одна тысяча рублей. К слову, цена билетов на юбилейный концерт маэстро — 12 сентября в ММДМ — была просто заоблачной: партер — от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, балкон от 5500.

     

    В концерте приняли участие камерный оркестр «Виртуозы Москвы», солистка Большого театра Алина Яровая и стипендиаты Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. Прозвучала музыка Моцарта, Россини, Боккерини, Пьяццоллы. Зал замирал на божественных пиано в Моцарте, приходил в восторг от виртуозной легкости, сыгранности, от головокружительного темпа, в котором все это игралось. В сюите Пьяццоллы «История танго» для скрипки с оркестром в четырех частях выходило поочередно четыре солиста-скрипача, и каждый исполнил свою партию невероятно! Все без исключения оркестранты — лауреаты престижных международных конкурсов, этим оркестр уникален. И над всеми царил маэстро, на которого и мы, и музыканты смотрели как зачарованные. Есть какой-то магнетизм в его облике и взгляде. Первое отделение Спиваков продирижировал наизусть, чем тоже удивил и покорил зрителей. Публика была чутка и отзывчива и готова была благодарить бесконечно — цветами, аплодисментами. Цветов было очень много, но только александровцы из Детской школы искусств подарили маэстро его любимые желтые розы. Говорят, специально заказывали для такого случая.

     

    На бис оркестр сыграл «Венгерский танец» Брамса, «Прелюдию» Шостаковича и «Танго любви» Астора Пьяццоллы.

     

    А потом на сцену поднялись заместитель губернатора Владимирской области Михаил Колков и Сергей Авакян. «То, что народу не нужна классическая музыка — это полная чушь, — сказал Михаил Колков. — Очень нужно профессиональное исполнение. Сегодня мы слушали великолепных музыкантов. Они, в свою очередь, слышали живую наполненность наших аплодисментов. Хочу порадовать всех: в планах маэстро на будущее есть Владимирская область».

     

    Сергей Авакян сказал то, что чувствовал каждый сидящий в зале: «Сегодня исторический день в общественной и культурной жизни нашего города. Выступление легендарных „Виртуозов Москвы“ и несравненного маэстро делает честь любой сцене, а для нашего города это большая удача. Я бы хотел сказать слова благодарности Светлане Юрьевне Орловой, потому что без ее личного участия концерт в Кольчугино не состоялся бы.

     

    Я смотрел на лица зрителей — просветленные, вдохновленные. Истинный смысл искусства и музыки — дарить людям радость, улыбки, делать их счастливыми».

     

    Владимир Спиваков поблагодарил публику в самых изысканных выражениях: «Ощущение такое, что ничего не страшно. Потому что есть такие люди, как вы. Дух человеческий высок, просто нужно воззвать к нему. И всё будет».

     

    К сожалению, взять большое интервью у Владимира Спивакова не удалось. Вместе с кольчугинскими телевизионщиками мы пообщались с маэстро всего десять минут. Потом он дал автографы всем желающим и уехал. Не могу не сказать, что только александровские фанаты привезли для автографа виниловые пластинки, записанные в 1980-е годы. Как жаль, что в Александрове нет такого зала и таких денег, чтобы принять такой коллектив.

     

    — Ваши впечатления о зале, о публике?

    — Здесь прекрасная акустика, но не это главное. Главное — пришла публика, которая хотела этой встречи. У нас в России все время ощущение, что чего-то недополучает глубинка. А тут живут очень скромные, чистые, чудесные люди! Собственно говоря, это и есть настоящая Россия. На провинции держится страна. Я очень счастлив и под большим впечатлением от встречи с городом, в котором мы никогда не были. Мы еще приедем, я надеюсь. Наш фестиваль, который благословила Светлана Юрьевна Орлова, будет продолжаться. Вы знаете, что она сказала? «Я полюбила владимирскую землю». Как это важно, когда губернатор говорит такие слова. И я почувствовал, что это не просто слова. Мы играли на руинах усадьбы графа Храповицкого. Это очень символично. Я могу это сравнить с тем, как мы играли на руинах Ленинакана после того, как там случилось страшное землетрясение. Мне вынесли тогда коврик, сотканный детьми, которые не выжили. И я тогда сказал: «Мы вернемся, и здесь будет совсем другая жизнь». Прошло несколько лет, и мы вернулись. Снова мне подарили тканый коврик, и он был соткан детьми, которые родились в день трагедии. Счастье, что у нас мирное время. Хочется нести людям утешение, радость. Нам ведь очень мало нужно. Андрей Платонов в одной из книг написал: «Не хлебом единым жив человек». Если будет только хлеб, этого будет мало. Нужна красота. Люди часто плачут не потому, что это печально, а потому, что это прекрасно. Я видел, сегодня в зале люди плакали. Меня это глубоко тронуло.

     

    — Мы видели на сцене детей, воспитанников интерната — это постоянно так у вас на концертах?

    — Постоянно. На сцене сидит публика, которая нуждается в музыке как в средстве терапии. Это терапия души.

     

    — Во время выступления мы следили за вашим лицом, и нам показалось, что вы относились с юмором ко всему происходящему, у вас улыбка с лица не сходила.
    — Понимаете, оркестр для меня как семья. Когда ребенок что-то делает, нам же хочется его похвалить, как-то отметить. Словами я ничего не могу сказать во время концерта, но я глазами говорю: «Молодцы, вот здесь хорошо сыграли, а вот здесь плохо, надо в следующий раз обратить внимание на это место». Я рад знаете чему? Что для нас не существует маленьких городов. Это дает возможность оркестру быть на такой высоте, на которой он есть. Если начать думать: «Куда мы приехали, в Кольчугино? Сыграем спустя рукава». Но тогда в Карнеги-Холле будет страх, что мы хорошо не сыграем. А когда каждый концерт как идеальный, на колоссальной высоте, это становится привычкой.

     

    — Вам сегодня не пришлось быть строгим отцом?

    — А я не строгий вообще. У нас все на доверии, на любви. Детям нужно доверять. Доверие родителей — это колоссальная воспитательная мера. Я сам многодетный отец и уверяю вас: если ребенок чувствует доверие родителей, он становится лучше. Он не сможет вас обмануть.

    Галина Ахсахалян

    We use cookies.

    What does that mean?