Владимир Спиваков: «Я – человек, который любит работать»
Конец октября подарил саровчанам настоящий праздник музыки: в Саров приехал государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». С 24 по 26 октября на сцене нашего театра драмы прошли концерты фестиваля «Формула гармонии», художественным руководителем которого является знаменитый скрипач и дирижер Владимир Спиваков. Фестиваль проходит при поддержке программы «Территория культуры Росатома». Также содействие проекту оказывает Фонд поддержки камерного оркестра «Виртуозы Москвы», а официальным партнёром «Формулы гармонии» выступает Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
В рамках фестиваля в Сарове прошли три концерта. 24 и 25 октября оркестром дирижировал Арсентий Ткаченко, а 26 октября на сцену Саровского театра драмы вышел художественный руководитель «Виртуозов Москвы» народный артист СССР, артист мира ЮНЕСКО Владимир Спиваков. После концерта Владимир Теодорович пообщался с журналистами.
– Почему фестиваль «Формула гармонии» проводится именно в научных городах?
Владимир Спиваков: «Наукограды – это нечто закрытое. Когда мы сюда ехали, росгвардейцы проверили паспорта – правда, мне честь отдали. Нам хотелось внести что-то новое в несколько однообразную жизнь закрытого, особого мира, а искусство как раз призвано радовать. После концерта люди уходят из зала другими – вдохновенными, способными к созиданию, забывают свои горести и печали. Время сейчас сложное, у всех состояние души тяжелое, и получается, что каждый концерт – как островок радости в океане печали. Концерт – посыл к надежде, что все образуется и наступит нормальная жизнь. Мы все этого очень хотим».
Владимир Теодорович рассказал, что идея исполнить две мелодии Эдварда Грига «Раненое сердце» и «Последняя весна» у него появилась после прочтения книги жены Адольфа Бродского Анны Скадовской «Воспоминания о русском доме». Маэстро поразил эпизод, где Петр Ильич Чайковский пришел в гости к Григам и на пороге услышал их игру и пение. Он не смог войти в дом, а стоял в дверях, и у него текли слезы. Как отметил Владимир Теодорович, «Мелодии печальные, но и время сейчас невеселое». Петр Ильич Чайковский обожал и музыку Эдварда Грига, и был впечатлен Италией, что связало воедино мелодии норвежского композитора и арии из опер Дж. Пуччини и произведение Луиджи Ардити. «В программе должна быть гармония», – считает маэстро. Кстати, программу третьего дня фестиваля он формировал сам, а вот для первых двух – дирижер Арсентий Ткаченко.
Владимир Спиваков: «Я считаю, что у художника должна быть свобода, нам ее Бог завещал. Я его выбор одобрил. Пусть люди просвещаются, многие вещи, которые зрители услышали на наших концертах, редко исполняются. Для разных фестивальных площадок (а впереди у «Виртуозов» еще несколько концертов в городах атомной отрасли, – авт.) подбираются разные программы, и часть произведений готовится эксклюзивно».
– «Виртуозы Москвы» существуют уже более сорока лет. Изменились ли за это время зрители, отличаются ли российские слушатели от публики за рубежом?
Владимир Спиваков: «Конечно, зрители меняются. Но иногда приходят зрители, которые были на наших первых концертах, и приводят своих детей и внуков. Восприятие публики в разных странах отличается. У российского слушателя есть предрасположенность к красоте, душевности и большое уважение к артистам. Мне сегодня женщина в буфете поцеловала руку – это было так трогательно».
Кстати, «Виртуозы Москвы» не впервые в нашем городе и, конечно, интересовал вопрос успевает ли художественный руководитель что-то посмотреть в городах, где выступает его коллектив?
Владимир Спиваков: «У меня дикий график. Я с вами сегодня провел вечер. Завтра в 6 утра мы приезжаем в Москву, а в 12 у меня уже репетиция. 30 октября – концерт в столице с совершенно другой программой – Шнитке и Шостакович, 4 ноября – очень большой концерт Национального филармонического оркестра России – Чайковский, Танеев, Рахманинов… Все надо готовить, а я человек, который любит работать, иначе не добиться качества. Работа должна «стирать» следы работы, тогда вы имеет возможность чувствовать легкость, и все получается».
Маэстро поделился воспоминанием, как однажды во Франции на концерте подошел к известному дирижеру после исполнения «Шехеразады» Н.А.Римского-Корсакова, где не вступил трубач. Музыкант был очень расстроен. Владимир Теодорович пришел поздравить дирижера и сказал: «Не огорчайтесь. О том, что он не вступил, знают только три человека – Вы, я и он».
В 2022 году исполняется 90 лет Родиону Щедрину, а в 2023-м – 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Мы не могли пройти мимо этих дат и спросили маэстро Спивакова, готовится ли оркестр к этим датам.
Владимир Спиваков: «Я считаю своим долгом записать все три симфонии Рахманинова: 2-я уже вышла, 3-ю мы только что записали, 1-я практически готова. Проделана большая работа и над его хоровыми произведениями: «Весна», «Колокола», и над фортепьянными концертами – это мой вклад. Он для меня икона. Щедрина мы тоже любим, я с ним дружу. Особенно памятны концерты, когда была жива Майя Михайловна Плисецкая, мы приезжали в Мюнхен, где они жили, и я всегда посвящал ей одну из вещей. Говорил во всеуслышание: «Это в честь великой русской балерины». Она вставала, весь зал ее поддерживал, Майя Михайловна кланялась и была очень тронута».
Как публика относится к современным композиторам?
Маэстро рассказал, что у «Виртуозов» есть специальные программы, которые, может, и не собирают много слушателей, зато в них молодые композиторы могут высказаться. По мнению Владимира Теодоровича, София Губайдулина, произведения которой он исполнял раньше – «композитор будущего, со своей своеобразной эстетикой и определенным мышлением». Оркестр уже записал диск авангардистов, включая Эдисона Денисова и Софью Губайдулину.
Самым сложным композитором для работы маэстро считает Александра Скрябина. «К его юбилею я сделал 2-ю симфонию – огромное полотно, а в будущем году сделаю «Божественную поэму», – рассказал Владимир Спиваков. – Это великий композитор, на Западе не так оцененный, как у нас. Но время имеет такое свойство, что люди постепенно вспоминают, возвращаются и видят, какие это были глыбы».
Почти 30 лет существует Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, за это время он помог более 25 тысячам юным «звездочкам» засиять на творческом Олимпе. Ребята начинают с маленьких пьесок, а потом играют в лучших оркестрах мира. По словам Владимира Спивакова, солистка Анастасия Белукова, в исполнении которой на концерте прозвучали арии итальянских композиторов, тоже его воспитанница, как и многие другие музыканты. На вопрос, что помогает держаться фонду в наше нелегкое время и продолжать помогать талантливым детям, Владимир Теодорович ответил просто: «Любовь и энтузиазм – чувства, которые двигают вперед жизнь и заставляют тебя ощущать, что ты можешь отдавать».
Инесса Шевцова