Игра стоила свеч!

«Независимая Молдова»

от 26 апреля 2007

Сенсацией прозвучало известие о том, что мать Владимира Спивакова родилась в Кишиневе

 

Этой встречи местные меломаны ждали 20 лет. Именно столько минуло с момента предыдущего приезда в Кишинев выдающегося скрипача, народного артиста Владимира Спивакова. Тогда, в 1987-м, благодаря этому виртуозу смычка и прекрасному чтецу — актрисе Алле Демидовой, многие наши земляки впервые познакомились с числившейся прежде в «крамольных» поэмой Анны Ахматовой «Реквием».

На сей раз воистину долгожданный гость прибыл в столицу Молдовы вместе с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», созданным без малого три десятилетия назад и давно уже обретшим мировое признание. Графики гастрольных поездок этого коллектива и, тем паче, выступлений самого Спивакова расписаны на много месяцев вперед. Поэтому дирекции Органного зала, и прежде неоднократно приглашавшей к нам прославленного маэстро, наконец-то удалось заручиться его согласием лишь при содействии Президента РМ Владимира Воронина (под патронатом которого и прошли оба концерта прославленного музыканта и его команды).

Справедливо предполагая, что для всех жаждущих послушать «Виртуозов Москвы» мест в зале заведомо недостаточно, его дирекция загодя позаботилась о «сверхнормативной» публике: вдоль стен были расставлены банкетки, перед первым рядом кресел появился «нулевой», а в проходах — приставные стулья. Те же, кому и их не хватило, теснились у дверей, подпирали спинами колонны, но тоже были несказанно рады, что и им посчастливилось попасть на выступление Спивакова со товарищи.

Игра — действительно! — стоила свеч. Солируя в исполнении Концерта ми минор для скрипки с оркестром Вивальди, «Молитвы» Альбинони и открывавшего программу второго вечера Концерта для двух скрипок с оркестром Баха, Спиваков в который раз продемонстрировал, что по праву считается одним из лучших скрипачей современности. Дирижируя «Виртуозами», игравшими Сонату Э3 Россини, 6-ю симфонию Боккерини, Серенаду до минор Чайковского, 29-ю симфонию Моцарта, а также творения других известных композиторов, маэстро сумел убедить публику, что не только прекрасно усвоил уроки, полученные у знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна, но и способен соперничать с ними на равных. После каждого из прозвучавших концертных номеров зал устраивал Спивакову и его партнерам овацию. Гости, в свою очередь, не поскупились на исполнение еще ряда опусов, в программе обоих концертов не значившихся.

Предваряла выступления гостей пресс-конференция В. Спивакова, которая состоялась в «Леогранде».

Даже неплохо осведомленным об основных вехах творческой биографии замечательного музыканта, о выдающихся дирижерах, инструменталистах и оркестрах, с которыми ему доводилось выступать, о высших наградах и почетных титулах, присужденных артисту, о его активной благотворительной, педагогической, просветительской и благотворительной деятельности etc, удалось от нашего гостя узнать немало ранее не читанного и не слышанного.

Не секрет, что наш брат журналист не упускает возможности выявить хоть какую-то взаимосвязь между заезжей знаменитостью и собственным краем. Не обошлось без таких попыток и в данном случае. Но вопрос коллеги — о знакомстве скрипача с творчеством молдавских и румынских композиторов и наличии их произведений в его репертуаре — угодил, фигурально выражаясь, в край мишени. Спиваков упомянул лишь Джордже Энеску. Впрочем, вскоре выяснилось, что искали не там и не совсем то. По словам маэстро, одна из причин, по которой сам он давно собирался (но, увы, раньше никак не мог!) приехать в Кишинев, — желание вновь побывать в городе, где родилась его мать. Еще в детстве она вместе со своими родителями перебралась в Одессу. Затем жила в Ленинграде, откуда во времена военного лихолетья ей удалось эвакуироваться в Уфу. Там-то, в 1944-м, она и родила сына, которого теперь знает весь мир.

Не менее любопытным оказалось упоминание Спиваковым о недавних гастролях по США Национального симфонического оркестра России, возглавляемого им с 1999 года. В этом турне принимала участие Ольга Керн. Она принадлежит к более чем известному не только в России роду, одну из представительниц которого обессмертил А. С. Пушкин, посвятивший ей то самое «чудное мгновенье».

Упоминание  В. Спивакова о работе «Виртуозов Москвы», в частности, о концерте, данном в защиту попранной ГКЧПистами демократии, дал повод автору этих строк спросить гостя: а не собирается ли он дать концерт в поддержку защитников демократии в России — участников «Марша несогласных»? Музыкант ответил, что, по его мнению, каждый вправе свободно высказывать и отстаивать свои взгляды и не подвергаться за это избиениям и аресту. Но в то же время скрипачу внятна мысль Диогена: не следует подходить к власти слишком близко… Дальнейших разъяснений сказанное не потребовало.

Остается надеяться, что следующего приезда виртуоза смычка в наш город меломанам не придется дожидаться столь же долго, как нынешнего, и будущие концерты тоже пройдут при аншлаге и с не меньшим успехом.

Михаил ДРЕЙЗЛЕР

«Независимая Молдова» (от 26 апреля 2007 г.)

Мы используем «cookies».

Что это значит?