«Музыка – это закодированные эмоции»

Газета «Открытая. Для всех и каждого»

от 23 октября 2013

В Ставрополе состоялось большое культурное событие – с единственным концертом выступил знаменитый Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова.

 
Коллектив активно гастролирует по России, выступает на лучших международных фестивалях. «Первоклассные струнники», «само волшебство», «невероятная чистота фразировки», – пишет о «Виртуозах Москвы» западная пресса.

 

Владимир Спиваков создал свой оркестр в 1979 году, объединив в него лучших музыкантов – учеников Ростроповича, Ойстраха, Янкелевича. Теперь он следует задаче сохранить его, не ослабив напряженного рабочего ритма, который изматывает, зато помогает сохранить творческую форму. Концерт проходил при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Это не первый визит «Виртуозов» в Ставрополь. Пару лет назад они приезжали к нам на фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Как и в прошлый свой визит, Владимир Спиваков пригласил на выступление оркестра ставропольских студентов – будущих музыкантов и дирижеров. Они сидели прямо на сцене, позади оркестра, и воочию наблюдали за блистательной работой прославленных музыкантов. 

 

Вместе с оркестром к нам приехали и солисты Большого театра России – Алексей Неклюдов и кисловодчанка Анна Аглатова, кстати, постоянная участница «Шаляпинских сезонов». Публика была в восторге от мастерства московских звезд и в финале концерта долго аплодировала.
Воодушевленный теплым приемом зрителей, маэстро Спиваков, отдохнув, уделил немного времени ставропольским журналистам.

 

– Владимир Теодорович, как вам прием ставропольской публики?
– Общие впечатления самые прекрасные – полный зал, все улыбаются, глаза светятся, много молодежи – это замечательно. Я бы хотел поблагодарить Валентину Матвиенко за то, что благодаря поддержке Совета Федерации мы смогли приехать на Кавказ. После Ставрополя мы отправляемся в Ессентуки, затем будут Нальчик, Грозный, Махачкала.
Мы давно там не были, и нас там ждут. Программа концерта была подготовлена специально для Северного Кавказа. Мы ее также показывали в самых дальних точках страны – в таких городах, как Южно-Сахалинск, Магадан, Абакан, Хабаровск, где играли концерт в пользу тех, кто пострадал от наводнения.

 

– Можно узнать, по какому принципу вы отбираете музыкантов в свой коллектив, трудно ли стать «виртуозом»?
– В первую очередь надо быть хорошим человеком: порядочным, душевным, отзывчивым, а потом уже смотрю на профессиональные качества, то есть люди, приходящие ко мне, должны не только уметь слушать, но и слышать. Я всегда стараюсь помогать молодым талантам. Вот сегодня для вас выступила молодая певица Анна Аглатова.
Когда она приехала в Москву учиться, ей очень тяжело приходилось. И мой благотворительный фонд помогал Анне, потому что Москва – дорогой город, и жить в то время молодой девушке было практически не на что. Пока она училась, мы поддерживали ее, а сейчас Анна – прима Большого театра. Поет заглавные партии, да и за рубежом выступает с огромным успехом.

 

– Но ведь не все личности становятся звездами. От чего это зависит?
– От чего зависит? От многих причин. От обстоятельств зависит, от упорства, нервов, здоровья, знакомств. От взяток не зависит. Чтобы личность стала личностью, обязательно нужен талант. А таланту нужны препятствия. У нас их всегда в избытке. Но, как говорится, чем темнее ночь, тем ярче звезды.

 

– Сегодня на концерте было видно, что музыканты выкладываются на сто процентов. Неужели так происходит на каждом выступлении, даже в небольших провинциальных городах?
– Да, и этим отличаются российские музыканты от всех остальных. Мы выкладываемся на каждом концерте, и если бы так делали все россияне, каждый на своем рабочем месте, глядишь, и страна поднялась бы. Для нас нет маленьких городов, маленьких людей.
Когда человек вкладывает душу в свое дело, публика это понимает. Публику обмануть нельзя, только глупцы считают, что зрители ничего не понимают. Ведь музыка – это закодированные человеческие эмоции, это то, что волновало людей всегда: любовь, жизнь, смерть, страдания, слезы, радость. Это вечные ценности, которые переходят из века в век. Неважно, где мы играем – в Чебоксарах или на Тихоокеанском флоте, в Карнеги-холле.
Если говорить: «Ну что там, маленький городок, что там кто понимает?!» И потом, когда надо играть в серьезном месте, жуткий страх! А так люди привыкают, что это работа. Творческая работа, не просто работа. Поэтому мы играем в Ставрополе так же, как в Нью-Йорке или Москве.

 

– Какой зал на Юге России вам нравится больше всего?
– Публика здесь потрясающая, а вот залов, к сожалению, хороших на Юге крайне мало. В Кисловодске есть прекрасный, блистательный зал им. Сафонова – там очень хорошая акустика, но он построен в прошлом веке. Из современных не возьмусь назвать ни одного.

 

– Сколько у вас уходит времени на репетиции?
– Мы всегда репетируем много часов каждый день, в каждом городе. Несмотря на то, что программа уже собрана, она все равно требует коррекции. Это можно сравнить с гигиеной, ведь человек должен принимать душ каждый день, а иначе что будет?

 

– Вы часто подчеркиваете, что с музыкантами первого состава оркестра сохранили теплые, товарищеские отношения. Получается, вы сохраняете такие отношения со всеми, кто ушел из оркестра?
– Да. «Виртуозы Москвы» обогатили очень многие оркестры мира. Все, кто работал со мной, получили не последние места, стали концертмейстерами. Борис Гарлицкий – концертмейстер Лондонской филармонии, Сергей Тесля – Национального оркестра Испании, Юрий Гандельсман работает в Израиле, в Америке много музыкантов. Я не уволил ни одного человека из оркестра. Все, кто хотел уйти, сами уходили.

 

– После окончания гастролей по Кавказу у вас планируется небольшой отдых?
– Нет. У меня сразу же начинается фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Мы сыграем концерт с Национальным филармоническим оркестром России. Там будут звучать потрясающие произведения Вагнера, Малера, Шостаковича. Так что, если будете в столице, обязательно приходите.

 

Элла ДАВЫДОВА

Мы используем «cookies».

Что это значит?