«Виртуозы» сыграют джаз
29 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках 49-го фестиваля искусств «Русская зима» оркестр «Виртуозы Москвы» представит слушателям программу «От Моцарта до джаза». Вместе с «Виртуозами» на сцену выйдут знаменитые джазмены — пианист Даниил Крамер и валторнист Аркадий Шилклопер.
За последние 10 лет «Виртуозы Москвы» дали целую серию концертов под заглавием «Классика и джаз». В целой серии совместных программ солировал Георгий Гаранян, участник декабрьского концерта Крамер тоже сделал с «Виртуозами» программы, где в первом отделении он играл классические фортепианные концерты, а во втором — джаз с классическими музыкантами. Для Аркадия Шилклопера, духовика-универсала, кроме валторны владеющим альпийским рогом, corno pasturiccio, пастушьим рожком и другими инструментами, это будет первое выступление со спиваковским оркестром.
В последние годы Шилклопер выступает с академическими оркестрами даже чаще, чем с джазовыми. В последние несколько лет он играл с немецкими, английскими, швейцарскими, датскими коллективами, с большими и с камерными. Зачем ему этот опыт?
— Любой симфонический оркестр по краскам гораздо богаче любого джазового комбо и даже биг-бэнда. — говорит музыкант. — Я понял это, еще играя в ансамбле Большого театра и в Московской филармонии. Но зато у биг-бэнда есть грув и ритм, его метро-ритмическая эстетика мне тоже очень близка, и я в последние годы пытаюсь эту эстетику соединить с академическим звучанием, динамическим разнообразием и колористическими оттенками оркестра.
Вы однажды сказали, что просто солировать в сопровождении симфонических коллективов вам неинтересно, другое дело — играть с ними в своих каденциях.
Аркадий Шилклопер: Неинтересно — не совсем правильное слово. Не так давно меня приглашали быть педагогом в валторновой группе Молодежного балтийского оркестра и после этого мы вместе играли «Весну Священную» Стравинского. Кристиан Ярви, руководитель оркестра, продирижировал, наверное так, как предполагал Стравинский, с грувом и ритмическим драйвом — и у меня просто мурашки пошли по коже! Вот такого класса исполнительство и такого уровня воспроизведение мне интересно. А просто играть что-то, быть частицей классического исполнения — это я уже, и в самом деле, прошел. Интереснее с академической эстетикой сделать что-то свое, расширив и джазовую и академическую палитру.
Как вам это удалось в том же Омске, где вы с оркестром под управлением Дмитрия Васильева подготовили в последние годы несколько симфо-джазовых программ.
Аркадий Шилклопер: Дмитрий Васильев уже много лет занимается этой работой, и они сегодня играют программы от «Музыки Голливуда» до иных пограничных направлений. При том, что у этого оркестра есть опыт — и его музыканты иной раз не справляются с ритмической структурой джаза. Дирижер эти проблемы решает с помощью групповых занятий или заставляя музыкантов считать не на четыре четверти, а на шестнадцать шестнадцатых, дабы они почувствовали движение, то что мы и называем драйвом. И знаете, это бывает очень приятно — ты приехал за два дня до концерта, а оркестр уже две недели твою программу чистит и зубрит.
Чего вы ждете от «Виртуозов»?
Аркадий Шилклопер: Очень многого. У этих музыкантов богатый опыт работы с самой разной музыкой, в том числе джазовой.
В обнародованной программе концерта, в частности, фрагменты ваших программ «Альпийская тропа» и «Вокруг Моцарта».
Аркадий Шилклопер: Мне хочется показать все инструменты, на которых играю, и я предложил, например, «Sinfonia-pastorale» Леопольда Моцарта. Это обычно играют либо на валторне, либо на альпийском роге, а вот на corno pastoriccio — такой маленькой деревянной обертоновой дудке, не играет никто, хотя для нее эта вещь и была написана. Это звучит очень необычно и потому мне очень нравится. Вместе с Даниилом Крамером мы потом сыграем «Моцартино» для струнного оркестра, валторны и фортепиано Розенблата. Второе отделение начнется с фрагмента моей программы «Альпийская тропа», я там играю соло, на моей длинной ноте в третьей части входит оркестр, и мы вместе играем четвертую часть сюиты. И в конце программы я на охотничьем рожке сыграю с Крамером пьесу, которую мы с ним обычно играем в турне в нашей дуэтной программе.
Насколько я знаю, у вас на будущий год намечена обширная программа выступлений с симфоническими музыкантами.
Аркадий Шилклопер: Меня пригласили играть с Красноярским академическим, сейчас идут переговоры о совместном проекте с ульяновским оркестром, в апреле мы вместе с трубачом Сергеем Накаряковым будем играть с воронежским Молодежным… Где-то 4-5 предложений выступать с оркестрами уже набралось. Это все, естественно, помимо моих выступлений в чисто джазовых и околоджазовых трио и квартетах.
И вы еще не упомянули Камерный Оркестр KREMLIN.
Аркадий Шилклопер: Да, с музыкантами Михаила Рахлевского мы играем довольно часто, только в марте нам предстоят три совместных концерта в США, там я сыграю много своих пьес.
Акцент
За дирижерским пультом «Виртуозов Москвы» в этот вечер будет находиться заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Владимир Симкин. Мы попросили Владимира Инриховича поделиться впечатлениями от репетиций с джазовыми музыкантами.
— Музыкантам, воспитанным в консерватории на классических образцах, конечно, нелегко дается джаз. Но в симфонической музыке 20 века есть вещи с очень сложной ритмикой, это относится и к французской музыке первой половины века и к музыке венской школы, многие джазовые идеи уже нашли здесь свое применение.
Что касается Аркадия Шилклопера — то это большой музыкант с настоящим классическим образованием (закончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.- Ред). Он работал в оркестре Большого театра времен его расцвета, играл в Академическом симфоническом оркестре московской филармонии под руководством Дмитрия Китаенко. То, что он пошел в итоге своим путем, не может не вызывать уважения, на такие повороты немногие решаются. В нашем концерте Аркадий даст слушателю возможность услышать классические камерные произведения так, как это звучало при жизни автора. Симфония Леопольда Моцарта и так исполняется крайне редко, а чтоб еще сыграть ее на corno pastoriccio, для которого и она была написана — я такого не слышал никогда. Второе отделение Шилклопер начинает на альпийском роге, инструменте, который стоит на полу, а музыкант находится метрах в трех от раструба. На этом инструменте нет ни клапанов, ни вентилей, ни помп, помогающих музыкантам извлекать разные ноты, музыкант выдувает мелодию только своими легкими. Это невероятно интересно наблюдать и слушать.
Все джазовые солисты в наших концертах всегда предлагали собственное слышание музыки, что для наших музыкантов было очень ценно, и, безусловно, обогатило их мастерство. Открою вам маленький секрет — на бис в зале Чайковского мы сыграем очень известное джазовое построение «Seven Come Eleven» и солистами там будут выступать, в том числе скрипачи оркестра — и они уже на репетициях играют это здорово.
Текст: Андрей Васянин