• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • “Виртуозы” сыграют джаз

    Российская газета

    on 27 December, 2012

    29 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках 49-го фестиваля искусств “Русская зима” оркестр “Виртуозы Москвы” представит слушателям программу “От Моцарта до джаза”. Вместе с “Виртуозами” на сцену выйдут знаменитые джазмены – пианист Даниил Крамер и валторнист Аркадий Шилклопер.

     

    За последние 10 лет “Виртуозы Москвы” дали целую серию концертов под заглавием “Классика и джаз”. В целой серии совместных программ солировал Георгий Гаранян, участник декабрьского концерта Крамер тоже сделал с “Виртуозами” программы, где в первом отделении он играл классические фортепианные концерты, а во втором – джаз с классическими музыкантами. Для Аркадия Шилклопера, духовика-универсала, кроме валторны владеющим альпийским рогом, corno pasturiccio, пастушьим рожком и другими инструментами, это будет первое выступление со спиваковским оркестром.

     

    В последние годы Шилклопер выступает с академическими оркестрами даже чаще, чем с джазовыми. В последние несколько лет он играл с немецкими, английскими, швейцарскими, датскими коллективами, с большими и с камерными. Зачем ему этот опыт?

     

    – Любой симфонический оркестр по краскам гораздо богаче любого джазового комбо и даже биг-бэнда. – говорит музыкант. – Я понял это, еще играя в ансамбле Большого театра и в Московской филармонии. Но зато у биг-бэнда есть грув и ритм, его метро-ритмическая эстетика мне тоже очень близка, и я в последние годы пытаюсь эту эстетику соединить с академическим звучанием, динамическим разнообразием и колористическими оттенками оркестра.

     

    Вы однажды сказали, что просто солировать в сопровождении симфонических коллективов вам неинтересно, другое дело – играть с ними  в своих каденциях.

    Аркадий Шилклопер: Неинтересно – не совсем правильное слово. Не так давно меня приглашали быть педагогом в валторновой группе Молодежного балтийского оркестра и после этого мы вместе  играли “Весну Священную” Стравинского. Кристиан Ярви, руководитель оркестра, продирижировал, наверное так, как предполагал Стравинский, с грувом и  ритмическим драйвом – и у меня просто мурашки пошли по коже! Вот такого класса исполнительство и такого уровня воспроизведение мне интересно. А просто играть что-то, быть частицей классического исполнения – это я уже, и в самом деле, прошел. Интереснее с академической эстетикой сделать что-то свое, расширив и джазовую и академическую палитру.

     

    Как вам это удалось в том же Омске, где вы с оркестром под управлением Дмитрия Васильева подготовили в последние годы несколько симфо-джазовых программ.

    Аркадий Шилклопер: Дмитрий Васильев уже много лет занимается этой работой, и они сегодня играют программы от “Музыки Голливуда” до иных пограничных направлений. При том, что у этого оркестра есть опыт – и его музыканты иной раз не справляются с ритмической структурой джаза. Дирижер эти проблемы решает с помощью групповых занятий или заставляя музыкантов считать не на четыре четверти, а на шестнадцать шестнадцатых, дабы они почувствовали движение, то что мы и называем драйвом. И знаете, это бывает очень приятно – ты приехал за два дня до концерта, а оркестр уже две недели твою программу чистит и зубрит.

     

    Чего вы ждете от “Виртуозов”?

    Аркадий Шилклопер: Очень многого. У этих музыкантов богатый опыт работы с самой разной музыкой, в том числе джазовой.

     

    В обнародованной программе концерта, в частности, фрагменты ваших программ “Альпийская тропа” и “Вокруг Моцарта”.

    Аркадий Шилклопер:  Мне хочется показать все инструменты, на которых играю, и я предложил, например, “Sinfonia-pastorale” Леопольда Моцарта. Это обычно играют либо на валторне, либо на альпийском роге, а вот на corno pastoriccio – такой маленькой деревянной обертоновой дудке, не играет никто, хотя для нее эта вещь и была написана. Это звучит очень необычно и потому мне очень нравится. Вместе с Даниилом Крамером мы потом сыграем “Моцартино” для струнного оркестра, валторны и фортепиано Розенблата.  Второе отделение начнется с фрагмента моей программы “Альпийская тропа”, я там играю соло, на моей длинной ноте в третьей части входит оркестр, и мы вместе играем четвертую часть сюиты. И в конце программы я на охотничьем рожке сыграю с Крамером пьесу, которую мы с ним обычно играем в турне в нашей дуэтной программе.

     

    Насколько я знаю, у вас на будущий год намечена обширная программа выступлений с симфоническими музыкантами.

    Аркадий Шилклопер:  Меня пригласили играть с Красноярским академическим, сейчас идут переговоры о совместном проекте с ульяновским оркестром, в апреле мы вместе с трубачом Сергеем Накаряковым будем играть с воронежским Молодежным… Где-то 4-5 предложений выступать с оркестрами уже набралось. Это все, естественно, помимо моих выступлений в чисто джазовых и  околоджазовых трио и квартетах.

     

    И вы еще не упомянули Камерный Оркестр KREMLIN.

    Аркадий Шилклопер:  Да, с музыкантами Михаила Рахлевского мы играем довольно часто, только в марте нам предстоят три совместных концерта в США, там я сыграю много своих пьес.

     

    Акцент

    За дирижерским пультом “Виртуозов Москвы” в этот вечер будет находиться заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Владимир Симкин. Мы попросили Владимира Инриховича поделиться впечатлениями от репетиций с джазовыми музыкантами.

     

    – Музыкантам, воспитанным в консерватории на классических образцах, конечно, нелегко дается джаз. Но в симфонической музыке 20 века есть вещи с очень сложной ритмикой, это относится и к французской музыке первой половины века и к музыке венской школы, многие джазовые идеи уже нашли здесь свое применение.

     

    Что касается Аркадия Шилклопера – то это большой музыкант с настоящим классическим образованием (закончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.- Ред). Он работал в оркестре Большого театра времен его расцвета, играл в Академическом симфоническом оркестре московской филармонии под руководством Дмитрия Китаенко. То, что он пошел в итоге своим путем, не может не вызывать уважения, на такие повороты немногие решаются. В нашем концерте Аркадий  даст слушателю  возможность услышать классические камерные произведения так, как это звучало при жизни автора. Симфония Леопольда Моцарта и так исполняется крайне редко, а чтоб еще сыграть ее на corno pastoriccio, для которого и она была написана – я такого не слышал никогда.  Второе отделение Шилклопер начинает на альпийском роге, инструменте, который стоит на полу, а музыкант находится метрах в трех от раструба. На этом инструменте нет ни клапанов, ни вентилей, ни помп, помогающих музыкантам извлекать разные ноты, музыкант выдувает мелодию только своими легкими. Это невероятно интересно наблюдать и слушать.

     

    Все джазовые солисты в наших концертах всегда предлагали собственное слышание музыки, что для наших музыкантов было очень ценно, и, безусловно, обогатило их мастерство. Открою вам маленький секрет – на бис в зале Чайковского мы сыграем очень известное джазовое построение “Seven Come Eleven” и солистами там будут выступать, в том числе скрипачи оркестра – и они уже на репетициях играют это здорово.

     

    Текст: Андрей Васянин

    We use cookies.

    What does that mean?