Владимир Спиваков: «Нужно воспитывать любовь к классике с раннего детства»
8 марта в Лондоне пройдет единственный концерт знаменитого камерного оркестра Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». Pulse UK поговорил с маэстро о том, как привить детям любовь к музыке, самокритике, и об универсальных жизненных рецептах.
Имя Владимира Спивакова известно далеко за пределами Уфы, где родился музыкант, Санкт-Петербурга и Москвы, где он продолжил музыкальное образование и где в 1979 году был создан оркестр «Виртуозы Москвы».
Владимир Теодорович сумел стать легендой в мире классической музыки. Талантливый скрипач, дирижер, педагог, лауреат многочисленных премий СССР и РФ, президент Московского международного дома музыки.
— Владимир Теодорович, удивил факт вашей биографии: в детстве вы занимались боксом. Ведь это травмоопасный вид спорта, да и полная противоположность музыке. Как спорт повлиял на вас?
— Я занимался боксом несколько лет. В детстве я был слабым ребенком, поэтому и выбрал бокс. Он хорошо укрепил мой характер, добавил уверенности в себе. Спорт всегда идет на пользу – он организует, заставляет трудиться в поте лица.
— В одном из ваших интервью вы говорите, что все дети рождаются талантливыми. Главное, вовремя этот талант заметить. А как развивать вкус к музыке?
— Во-первых, родители должны показывать это на своем примере. Детей нужно водить на музыкальные концерты, на детские представления, на балет, в оперу. Во-вторых, нужно найти педагога, который любит детей, мотивирует их. Ведь развить интерес к музыке у ребенка (особенно у маленького) можно посредством игр, сказок. Но в первую очередь нужно заинтересовать и любить его, а потом уже учить.
— Нужно ли заставлять детей заниматься музыкой?
— Поначалу – да, чтобы у них выработалась привычка. Но заставлять нужно не палкой, а интересом. Нужно, чтобы ребенок был вовлечен в то, чем он занимается, чтобы была мотивация.
— Музыка – это универсальный язык, который будет понятен лучше, чем какой-либо другой. Она рассказывает историю человечества. Но это не всегда «красивая» история — есть масса примеров, когда власть шла против музыкантов. На ваш взгляд, возможно ли гармоничное взаимодействие музыки и власти?
— У этого вопроса давняя история. Диоген дал универсальный рецепт: «К власти нужно относиться как к огню: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не отходить слишком далеко, чтобы не замерзнуть».
Все зависит от степени внутренней культуры власти. Как правило, туда не идут люди, которые занимаются чем-то существенно важным, – исследователи, ученые. Например, Стив Джобс. Он же не пошел в политику, хотя из него мог бы получиться прекрасный президент США.
— История музыки вмещает в себя огромное количество направлений: барокко, романтизм, классику. Как рядовому слушателю не потеряться в этом, учитывая, что массовый слушатель выбирает то, что разрекламировано?
— В популярную культуру вкладывают очень большие деньги, а в классическую – почти нет. Но это не значит, что классика неинтересна молодежи. Наоборот, у нас, например, первыми распродаются билеты для студентов. Просто нужно воспитывать любовь к классике с самого раннего детства.
А чтобы понять классическую музыку, нужно найти своего гида – личность, которая вызывает доверие. Конечно же, читать книги, слушать музыку, ходить на концерты — и постепенно придет понимание.
— Учитывая огромный опыт концертной деятельности, знания, вы все равно продолжаете если не учиться, то совершенствоваться. Бывает так, что вы в чем-то не согласны с самим собой?
— Конечно. Этот поиск продолжается постоянно. Марина Цветаева однажды написала, что «нужно всю жизнь идти в плаще ученика». На мой взгляд, только это дает возможность двигаться вперед, когда вы все время ищете, думаете, как сделать лучше. Потому что поиск раскрывает перед вами иные грани. Это как линия горизонта. Бернард Шоу сказал: «Когда вы на вершине, нужно помнить, что это последний шаг перед спуском».
— Кто ваш самый лучший критик?
— Конечно, я прислушиваюсь к мнению жены и детей. Но как написал Пушкин: «Ты – сам свой высший суд». Теперь и я могу сказать, что это так. Я слышу и понимаю себя, трезво оцениваю.
Ольга Кентон