«Времена года» Вивальди с «Виртуозами Москвы»

Наша газера (Швейцария)

от 13 апреля 2012

 

В рамках культурной программы MIGROS прославленный российский камерный оркестр выступит в четырех швейцарских городах с американской скрипачкой и местным виолончелистом.

Dans le cadre du programme Migros-Pour-cent-culturel-Classics, l’ochestre de chambre de Moscou se prosuira avec une violoniste am?ricaine et un violoncelliste suisse.

Я прекрасно помню момент создания Владимиром Спиваковым, в 1979 году, оркестра с крайне претенциозным по тем временам названием – «Виртуозы Москвы». «Какое бесстыдство – самих себя назвать виртуозами! – возмущалась на лавочке в нашем дворе вдова одного выдающегося дирижера. – Мой муж не взял бы их даже в седьмые скрипки!»

Думаем, это не совсем так, особенно, если учесть, что концертмейстерами групп в первом составе «Виртуозов» были музыканты знаменитого Квартета имени Бородина. Да и время доказало правоту Спивакова, в кратчайшие сроки выведшего коллектив в списки лучших, признанных, востребованных. Одним из доказательств бесспорного успеха стало присвоение «Виртуозам» уже в 1982 году официального названия «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы» — в советские времена к таким вещам относились серьезно.

На наш взгляд, трудно переоценить вклад «Виртуозов Москвы» в популяризацию классической музыки. Такие давно принятые на Западе, но не виданные в СССР вольности, как разворачивание дирижера лицом к публике во время исполнения, да еще и одновременная игра на скрипке как магнитом притягивали к Владимиру Спивакову и его детищу  устоявшихся и новообращенных меломанов. Кстати, если сейчас на концерты оркестра ходит большей частью бомонд, то поначалу в переполненных залах собирались «простые советские люди», большей частью, молодые.

Начиная с 1989 года «Виртуозы Москвы» ежегодно принимают участие в Международном музыкальном фестивале в Кольмаре (Франция), артистическим директором которого является Владимир Спиваков.  В 1990 году, то есть все еще в СССР, оркестр позволил себе — вернее, ему позволили — неслыханное: по приглашению принца Астурийского он в полном составе уехал в Испанию, продолжая при этом гастроли по России и всему миру. Насколько нам известно, вместе с испанским контрактом были получены и испанские паспорта для всех оркестрантов, что, впрочем, не помешало коллективу в 1999 году окончательно вернуться на родину.

С 2003 года «домом», то есть, репетиционной базой оркестра стал Московский международный Дом музыки, одним из основателей которого стал опять же Владимир Спиваков.

«Виртуозы Москвы» уже неоднократно выступали в Швейцарии, так что их ждет здесь своя подготовленная аудитория. Вот только за дирижерским пультом будет стоять на этот раз не Владимир Спиваков, а Владимир Симкин (заметьте, инициалы те же).

Владимир Симкин родом из Башкирии. Музыкальное образование получил как кларнетист в Московской консерватории (класс профессоров А.Володина и В.Петрова). В качестве солиста-кларнетиста многие годы работал под руководством выдающего дирижера Кирилла Кондрашина в симфоническом оркестре Московской филармонии. Дирижёрское образование Владимир Симкин получил в Московской и Новосибирской консерваториях в классах профессоров К.Кондрашина, А.Каца и Ю.Симонова. Вторично окончил Московскую консерваторию в 1986 году по специальности оперно-симфоническое дирижирование.

В качестве дирижёра работал в Академическом Большом концертном оркестре Гостелерадио (в настоящее время — Академический Большой концертный оркестр имени Ю.В.Силантьева), симфоническом оркестре ТV-6 (в настоящее время – оркестр «Русская филармония»), Академическом симфоническом оркестре Московской государственной филармонии. С 2003 года Владимир Симкин одновременно является дирижёром Национального филармонического оркестра России и дирижёром Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

В 1995 году Владимир Симкин удостоен звания «Лучший дирижёр года» за исполнение с Национальным оркестром ЮАР «Поэмы экстаза» Скрябина, а в 1999 году удостоен специального сертификата Симфонического оркестра города Консепсьон (Чили) за многолетнее творческое сотрудничество с этим коллективом. Насколько нам удалось узнать, в Швейцарии он выступит впервые, так что у кого-то будет возможность познакомиться с его исполнительской манерой.

По традиции культурной программы MIGROS, которой руководит дирижер Миша Дамев и о которой мы неоднократно писали, в качестве солистов в это турне по Швейцарии были приглашены одна уже взошедшая звезда (американская скрипачка корейского происхождения Сара Чанг) и одна восходящая – швейцарский виолончелист Давид Пиа, о котором мы уже имели случай рассказывать.

Добавим лишь, что Сара Чанг начала учиться игре на скрипке в четырехлетнем возрасте. Ее педагогом в Джульярдской школе была Дороти ДеЛэй, у которой учились также Ицхак Перлман, Гил Шахам, Шломо Минц и многие другие, включая отца Сары. Первый альбом «Дебют» Сара записала в девятилетнем возрасте.

Начав артистическую карьеру, она выступала с известнейшими оркестрами Европы и США под руководством Даниэля Баренбойма, Колина Дэвиса, Бернарда Хайтинка, Зубина Меты, Рикардо Мути, Андре Превина, Саймона Реттла и других первоклассых дирижеров. Играла в ансамблях с Мартой Аргерич, Ефимом Бронфманом, Лейфом Ове Андснесом, Йо-Йо Ма, Айзеком Стерном, Линном Харреллом, Ларсом Фогтом.

Можно не сомневаться, что меломаны оценят в ее исполнении «Времена года» Вивальди, одного из любимых композиторов скрипачки. «Времена года», или первые четыре скрипичных концерта из восьмого опуса гениального итальянца, представляющего собой цикл из 12 концертов, — одно из знаменитейших произведений Вивальди и одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко вообще. Оно было написано в 1723 году и впервые опубликовано два года спустя. Как следует из названия, каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Кстати, Сара Чанг сама и продирижирует этим произведением, встав за пульт «Виртуозов Москвы».

Немного менее известное, но не менее прекрасное сочинение Вивальди, Концерт для виолончели до минор RV 401, прозвучит в исполнении Давида Пиа, учившегося в Высшей школе музыки Базеля в классе Антонио Менезеса, того самого, который получил первую премию на Конкурсе имени Чайковского в 1982 году.

В первой части концерта в исполнении музыкантов «Виртузов Москвы» прозвучит также секстет «Воспоминание о Флоренции», сочиненный П.И. Чайковским в июне 1890 года во Фроловском, тогда же иструментованнный и посвященный Петербургскому обществу камерной музыки.

Программа турне:

Женева – Victoria Hall, пятница, 20 aпреля 2012, 20 ч.
Санкт-Галлен – Tonhalle, суббота, 21 aпреля 2012, 19 ч 30
Базель – Stadtcasino, воскресенье, 22 aпреля 2012, 19 ч 30
Цюрих – Tonhalle, понедельник, 23 aпреляl 2012, 19 ч 30

 

Автор статьи: Надежда Сикорская, Женева, 13.04.2012

«Les Quatre Saisons» de Vivaldi avec les «Moscow Virtuosi»

 

Источник: http://www.nashagazeta.ch/news/13231

Мы используем «cookies».

Что это значит?