Владимира Спивакова и Даугавпилс связывает благотворительный фонд
Высочайший исполнительский уровень доказывает право оркестра на столь амбициозное наименование «Виртуозы Москвы» — в минувшую субботу в этом смогли убедиться и даугавпилчане.
«Оркестр неисчерпаемых возможностей и стопроцентной эмоциональной отдачи» — так говорят об этих музыкантах строгие и взыскательные критики, которых чрезвычайно трудно чем-либо удивить Концерты «Виртуозов» собирают аншлаги по всему миру, от них ждут не только приятного музицирования, ласкающего слух — от них ждут маленького чуда. И оркестр никогда не обманывает этих ожиданий. Высочайший исполнительский уровень доказывает право оркестра на столь амбициозное наименование «Виртуозы Москвы» — в минувшую субботу в этом смогли убедиться и даугавпилчане. А после концерта «Наша Газета» успела поговорить с одним из самых знаменитых дирижеров мира — Владимиром Спиваковым. К сожалению, время для интервью было ограничено: уставшие музыканты торопились в Ригу.
— Владимир, уже в третий раз Вы выступаете на даугавпилсской сцене…
— Я люблю ваш город, вашу публику. Более того, есть у меня с вами и ещё одна связь — по линии благотворительного фонда. Детишки из Даугавпилса принимают участие в моих концертах, в том числе и за границей. Мне очень важно, чтобы культурное поле не разрушалось.
Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова был создан в 1994 году. За эти 11 лет безвозмездно получили помощь 4 тысячи детей, организовано 2000 концертов в городах России и за рубежом, проведено более 300 художественных выставок, более 1000 человек участвуют в программах МБФ В. Спивакова (350 из них — лауреаты международных конкурсов и фестивалей), подарено 200 музыкальных инструментов, выделены средства на медицинское обследование 150 человек и оказано содействие в проведении 90 хирургических операций.
— Классическая музыка сегодня находится в «изоляции» — торжествует, увы, «попса».
— Потому что в неё вкладывают деньги, забывая о том, что это быстропроходящее явление. Люди приходят, споют несколько песен и исчезают, как бабочки. А вечная музыка Рахманинова, Чайковского… Это всё равно, что Евангелие: его надо знать, этим нетленным наследием нужно дорожить. Ведь искусство самыми таинственными путями воздействует на человеческую душу, оно — часть духовного воспитания.
— Когда Вы с благотворительными концертами выступали для нескольких тысяч японских детей, многие из них мирно спали. Зачем им это надо, спрашивается?
— Я, действительно, спросил профессора Токийской консерватории, который вёл этот концерт: «Не слишком ли сложной была для них программа?» И знаете, что он мне ответил? «Если нескольких человек из этих трёх тысяч детей пронзят эмоции, наша нация станет богаче»… Я хорошо запомнил эти слова — вот так и надо подходить к своему народу, к своим детям.
— Вы лично знакомы с самыми богатыми людьми мира сего. А они — приверженцы какой музыки?
— Как правило, классической. Например, самый богатый человек Франции г-н Бернар Арно. Хозяин корпорации «Луи Вюиттон», которому принадлежит вся роскошь и люкс Парижа — от Домов мод «Диор», «Живанши», «Лакруа» до финансового издания «Трибюн», знаменитого виноградника «Шато д, Икем», «Хеннесси», «Дом Периньона» (его владения можно перечислять до бесконечности) сам превосходно играет на рояле, поддерживает крупнейшие французские выставки и фестивали классической музыки.
В 2000 году во Франции одним из примечательных событий Музыкальных встреч, которыми руководит Мстислав Ростропович, стал дуэт Владимира Спивакова и канадской пианистки Элен Мерсье (жены Бернара Арно). Музыканты вдохновенно исполняли Шуберта, Бетховена и Франка, а нотные листы на сцене собственноручно переворачивал… сам Бернар Арно, владелец состояния в 134 миллиарда франков.
— У Вас, говорят, тёплые отношения и с испанским принцем Фелипе?
— Мы, действительно, очень подружились, когда несколько лет жили в Испании и работали под патронажем его фонда. Пару лет назад принц Фелипе пригласил нас с женой на свою свадьбу. А после торжества написал письмо личного характера и прислал фотографию вместе с Летисией. Помню, когда мы его получили, Сати сказала: «Вот что значит королевское воспитание». Ведь на этом торжестве присутствовали почти две тысячи человек.
На свадьбу будущего короля Испании (которая стоила госказне 22 миллиона евро) были приглашены представители 40 монарших домов со всего мира, главы государств: королева Иордании Ранья, принцесса Монако Каролина, наследный принц Альберт, Нобелевский лауреат Нельсон Мандела, наследный принца Японии Нарухито, кронпринц Нидерландов Вильям-Александр и т.д. Среди приглашённых из России — были только Владимир Спиваков с женой и секретарь Совета безопасности Игорь Иванов также с супругой.
— У Вас было очень много возможностей остаться за рубежом. Почему не воспользовались?
— Работать я могу везде, а вот жить — только в России. Я люблю её, здесь мои корни. Вспомните Бродского: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать…» У человека всегда есть стремление вернуться туда, где он родился — это естественно.
— Когда Вы перестали волноваться, выходя на сцену?
— А я и не избавился от этого чувства, до сих пор волнуюсь перед каждым выходом. Отвлекает лишь ответственность за всё то, что происходит на сцене. Да и как дирижёр я должен внушить своим музыкантам спокойствие.
— Чем позволите себе расслабиться после концерта?
— Сегодня? (Смеётся.) Поездкой в Ригу.
— Я имею в виду фуршет.
— Ничем. Мы — курящий оркестр, да. Но — непьющий. (Улыбается.)
Ирина Хотулева
«Наша Газета» (от 26 октября 2005 г.)