• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Маэстро Праздник на нашей улице

    Журнал «Рампа»

    on 18 January, 2011

    Концерт «Виртуозов Москвы» в зале уфимского ДК «Нефтяник» пришелся на тот самый нелетный период, когда пол-Европы томилось в аэропортах в ожидании погоды. Весть о том, что стихии преграждают путь Владимиру Спивакову в башкирскую столицу, тревожно шелестела по зрительскому фойе. Однако аудитория была твердо настроена дождаться прибытия маэстро даже после того, как к коллективу вышел сменный дирижер «Виртуозов» Владимир Симкин, и ведущий с извинениями за срочную замену объявил Симфонию?Л.?Боккерини в трех частях.

    Некстати вспомнилось интервью со Спиваковым и рассказанный им случай с оркестром Евгения Мравинского. Тогда со знаменитым коллективом выступал другой дирижер, и оркестр, по всеобщему мнению, играл «очень средне». И вдруг в одно мгновение все преобразилось. Музыканты заиграли мощно, энергично, блестяще. Оказывается, Мравинский вошел в зал… Ощущение, что Спиваков уже где-то близко на пути к Уфе и на ментальном уровне контактирует с «Виртуозами», появилось в финальной части Симфонии. Но как же не хватало залу визуальных фирменных спиваковских приемов! Узнаваемых резких выпадов торса с отведенными назад, как у скоростного «Боинга», руками-крыльями.

    Здесь самое время сказать, что в ДК «Нефтяник» антимузыкальный зал, которому противопоказан живой звук, а следовательно, исполнение классики. Особенно тяжело певцам, которых в концерте «Виртуозов Москвы» было двое — Елена и Аскар Абдразаковы. Надо отдать должное их мужеству и упорству преодолеть «ватность» и акустическое сопротивление пространства, годного лишь для фонограммщиков & микрофонщиков. Но никак не для сен-сансовской Далилы с ее распевностью и запредельностью музыкальных красот, которые старалась донести до слушателя Елена Абдразакова. И россиниевская Ария Базилио «выстояла» главным образом благодаря невероятному мастерству и артистизму Аскара Абдразакова, певшего и игравшего глазами, бровями и всеми струнами души, а также желанию зрительской аудитории видеть, слышать и наслаждаться долгожданным общением с высококлассными музыкантами.

    Владимир Спиваков появился на пике возбуждения зала, наэлектризованного присутствием Президента Рустэма Хамитова с супругой и ожиданием маэстро. Его стремительный выход из-за кулис, обращенный к концертмейстеру оркестра напряженный профиль, дающий вступление к Серенаде П. Чайковского, все разом расставили по местам. Зритель поверил: чудеса случаются! Самолеты садятся в непогоду, красота продолжает спасать мир…

    Оркестр играл программу, неоднократно звучавшую в Уфе в исполнении прославленных «Виртуозов»: «Сладкую грезу» П. Чайковского, «Танго любви» А. Пьяццоллы, Прелюдию Д. Шостаковича… Ту самую, что проносится в считанные мгновенья, а оставляет след в сердце на всю жизнь. Спиваков умеет расставлять акценты и запускать фейерверки в душе слушателя. За что и назван Маэстро Праздник.

    В этот приезд Владимир Теодорович остался верен себе — привез французскую виолончель воспитаннику уфимской школы, ныне ученику ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Искандеру Ханнанову. Сам выбирал ее в Париже, пробовал звук и восхищался им. Как это принято с лауреатами Фонда им. В. Спивакова, имениннику предоставили возможность сыграть со знаменитым коллективом. Надо было видеть, как старался Искандер, с какой трогательностью вторил его виолончельной мелодии в «Вокализе» С. Рахманинова первый скрипач оркестра, как нежно притягивал за протянутую для рукопожатия маленькую ладошку и прижимал юного музыканта к своей атлетической груди маэстро. Очевидно, что именно такие моменты и составляют счастье жизни и творчества собрания великих музыкантов во главе с Владимиром Спиваковым.

    Вспомнился вырезанный из газеты снимок Владимира Теодоровича в боксерских перчатках (в юности профессионально занимался боксом, чтобы защитить себя и драгоценный инструмент от ватаги хулиганов). Его хранил в своем скрипичном футляре приехавший в наш город юный конкурсант как наглядный образец мастерства и бойцовского характера. Кажется, уехал он в тот раз без награды. Но можно не сомневаться: скрипач еще вернется побороться за победу. Такие они, дети спиваковской закалки. Со снимком маэстро в футляре, с его именем в сердце и с музыкой в душе.

    Гузель Галимова

    Журнал «Рампа»  (от 18 января 2011 г.)

    We use cookies.

    What does that mean?