• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • O sole mio, Спиваков!

    Минский курьер

    on 28 April, 2012

    Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» завершается завтра в Минске. Заключительный аккорд — концерт «Виртуозы Москвы — сегодня и завтра» на сцене Белгосфилармонии

    На встрече с журналистами маэстро иронично пошутил, что не мешает играть своей скрипке, которой в следующем году исполнится 300 лет, рассказал, как его дочь выбрала флейту для белоруски Юлии Щаснович, похвалил нашу Академию музыки.

    — Среди стипендиатов вашего благотворительного фонда есть и молодые белорусские музыканты. Одна из них — Юлия Щаснович — участница нынешнего фестиваля. Предположу, что во время концерта государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» она будет солировать на серебряной флейте, подаренной вами…

    — Юлия Щаснович — прекрасный музыкант. Она исполняет на флейте скрипичный концерт Чайковского. Такого не может быть! (Профессор Белорусской государственной академии музыки Борис Ничков пригласил маэстро прослушать Юлию. Встреча состоялась два года назад во время визита маэстро Спивакова в Минск. — Прим. авт.) Она играла на самом обычном ученическом инструменте. Тем не менее добилась такого звучания, что было ясно: человек очень талантлив. Когда я узнал о ее личной трагедии — Юлина мама тяжело болела и ушла из жизни, — возникло желание чем-то помочь. Попросил среднюю дочь Татьяну выбрать флейту для Юли. Сейчас Татьяна учится на высших курсах драматического искусства в Париже, но она и профессиональная флейтистка, окончила Парижскую консерваторию. Дочь провела в специализированном магазине около часа и выбрала из восьми флейт ту, у которой наиболее хорошее звучание. Я счастлив, что у Юли есть этот инструмент, что она развивается как музыкант.

    Другая солистка, которая тоже будет играть вместе с «Виртуозами Москвы», — Анастасия Кобекина (Россия. — Прим. авт.) — до такой степени пронзила мне душу исполнением элегий Рахманинова, что сам купил для нее очень хорошую виолончель. На этом фестивале выступит еще один потрясающий музыкант — Матвей Шерлинг. Как говорит Сати (супруга Спивакова. — Прим. авт.), это бомба! Надо слышать, как этот маленький мальчик играет на саксофоне.

    Солировать на концерте в день закрытия фестиваля будет Сережа Накаряков. Он начал выступать со мной, когда ему было девять. На всех трубах переиграл. Помните, как у Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Это про него. Сейчас Сережа — звезда. Еще и в фильмах снимается.

    Владимир Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, общественный деятель. Художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

    — За сколько секунд или минут вы можете определить степень одаренности музыканта?

    — Пяти минут, думаю, хватит.

    — Какой сложности должно быть исполняемое произведение?

    — Зависит от возраста музыканта. На моей памяти в Московской консерватории был такой случай. Студент начинает играть вступление к концерту Чайковского. Давид Федорович Ойстрах (выдающийся советский скрипач, альтист, дирижер, профессор Московской консерватории. — Прим. авт.) останавливает его и просит: «Еще раз». Ситуация повторяется. Студент успел сыграть ровно до того момента, как и в первый раз. И тут Давид Федорович вынес строгий вердикт: «Вы так сыграли первую фразу, что дальше можно не слушать». С царем Давидом не спорили (улыбается).

    — Как оцениваете качество высшего музыкального образования в Беларуси?

    — У вас очень хорошая Академия музыки. Думаю, назрело время больше помогать ей в материальном отношении. Наверняка зарплата преподавателей оставляет желать лучшего. И, конечно же, нужны хорошие инструменты. На Западе в каждом учебном заведении такого уровня есть их коллекция. И студенты имеют доступ к ней.

    — Скрипка, на которой играете вы, какая она?

    — В 2013 году ей исполнится 300 лет. И она по-прежнему прекрасна. Инструмент дан мне в пожизненное пользование. Это подарок двух состоятельных семей. Единственное, что от меня потребовалось, — написать, что после того как я закончу играть, этот инструмент сможет называться Страдивари экс-Спиваков, или скрипка Антонио Страдивари, на которой играл Спиваков.

    В феврале я дал 10 концертов в Штатах — в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке и других городах. Рискнул совершить на старости лет такую поездку (улыбается). Скрипка хорошо себя чувствует. Я не мешал ей играть (иронично).

    Когда в 1975 году дебютировал в Америке, один очень богатый человек подарил мне смычок в золоте. Недавно я узнал, что когда-то он приезжал в Россию и дал звукорежиссеру 100 долларов, чтобы тот втайне записал мою репетицию в Московской филармонии с дирижером Гусманом. С тех пор прошло 30 лет. Этот человек прислал запись в Москву и признался, что был у него такой грех. Но, как честный американец, он не воспользовался записью в коммерческих целях, а слушал сам. Теперь решился обратиться с просьбой: если Спиваков не возражает и удовлетворен качеством записи, то хотелось бы, чтобы ее услышали и другие. Сейчас так сыграть не смогу. И мало кто сможет.

    — Вы играете по всему миру. Есть ли разница в восприятии классической музыки слушателями?

    — Если философски подойти к ответу, то, думаю, стоит вспомнить Паскаля, который говорил: «Все человечество — это один человек, живущий вечно». Поэтому не будем говорить об отличиях. Моему фестивалю во французском городе Кольмар в следующем году исполняется 25 лет. За него я получил три ордена. Во Франции очень много культурных мероприятий, и я понимал, что надо сделать что-то особенное. Программа строится вокруг темы благодарности тем людям, которые осветили своим творчеством путь дальнейшим поколениям. Как правило, каждый фестиваль посвящается личности одного известного композитора, музыканта. Получается словно мозаичный портрет. В Беларуси программа фестиваля строится по-другому. Она дает представление о многообразии музыки, артистических личностей. На этот раз в нее включен и необыкновенный проект: показ фильма Чарли Чаплина «Огни большого города». Музыка звучит в живом исполнении Национального филармонического оркестра России. Чарли Чаплин — великий поэт на все времена, который воспел то вечное, что существует в человеке, что отличает его от животного. Сам не могу без слез смотреть финальную сцену этого фильма.

    — Жизнь подарила вам встречи со столькими интереснейшими людьми. Не думали написать книгу воспоминаний?

    — Нет ни времени, ни желания. Не люблю многие подобные книги из-за того, что авторы пишут: я и кто-то другой. На моем пути встречались такие люди, что можно сказать, например, Товстоногов, а о себе тихо промолчать. Да и всей правды не напишешь, иначе обидишь кого-то. Так что пусть будет многоточие.

    Заместитель министра культуры Беларуси Тадеуш Стружецкий Владимиру Спивакову:

    — Благодаря стимулам с вашей стороны Министерство культуры начало формирование государственной коллекции ценных инструментов. Куплена скрипка работы Гварнери. Надеемся, что коллекция пополнится и в этом году. Ваш фестиваль — одно из самых значительных и ярких событий в культурной палитре нашей страны.

     

    28.04.2012 , Ирина Юдина, «МК»

     

    Источник: http://mk.by/2012/04/28/59677/

    We use cookies.

    What does that mean?