• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • В. Спиваков: “Я жду от Уфы колоссального скачка”

    Истоки

    on 19 June, 2013

    14 июня я с волнением шла на концерт легендарного маэстро Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы». Гвоздем концертной программы были дети – выходцы из Башкортостана: Тимофей Владимиров (фортепиано) и Искандеор Ханнанов (виолончель). Оба – стипендиаты Международного благотворительного фонда В. Спивакова в РБ, лауреаты международных конкурсов. Тимофей, несмотря на свой юный возраст, успел завоевать гран-при на Всероссийском конкурсе юных музыкантов и на Международном форуме в г.?Мантаа, Франция, а Искандеор выступает не только как солист с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», с Национальным филармоническим оркестром России, и другими музыкантами, но является лауреатом и международных фестивалей.

     

    И конечно же, в глубине души я надеялась услышать звучание знаменитой скрипки Страдивари. Вот и Оперный театр, еще есть время до начала концерта. На сцене идет репетиция. Любопытно наблюдать за маэстро в момент нанесения последних штрихов. И страшновато, а вдруг он не любит особо любопытных журналистов с планшетом в руках, которые робко выглядывают из-за кулис. К моему огромному облегчению, меня не выгнали. И даже ответили (!) на мои вопросы. После раздачи неизменных автографов выпорхнувшим из зала девушкам-девчушкам. Их волнение передалось и мне.

     

    – Что вы ждете от Уфы?

    Владимир Спиваков: Сохранение того, что было хорошего. И колоссального скачка, движения вперед. Здесь чудесные дети, очень талантливые. Сегодня мои коллеги из «Виртуозов Москвы» давали мастер-класс – они в восторге. Так что зерно есть. Нужно его как следует посадить, ухаживать за ним, поливать, регулярно помогать, и все будет хорошо.

     

    – Я знаю, Владимир Теодорович, что вы объездили весь мир, и вот чем отличается игра на уфимскую публику?

    В.?С: Меня здесь считают земляком все-таки.

     

    – А сами Вы как считаете?

    В. С: Я знаю, что я здесь родился. На улице Глинки, между прочим. Да, в Черниковке. Так что, видите, как-то уже символично, что на улице великого музыканта. Кстати в Париже мы с семьей некоторое время жили на улице Верди. Далеко от музыки не ухожу. Вообще, музыкой должны заниматься все дети по возможности. Это облагораживает человека, дает возможность уйти от бытовых проблем, которые существуют. И родителям легче будет со своими детьми, если они будут заниматься музыкой.

     

    – А если медведь на ухо наступил?

    В.?С: Нет, это неважно. Это кажется только, что медведь проходил и наступил, а может, он только дунул, тихонько.

     

    – У вас второй разряд по боксу…

    В.?С.: Ну, ладно вспоминать… (смеется). Да, я занимался. Чтобы защитить других и себя. Нет, теперь перестал. Но до сих пор приходится защищать, и необязательно кулаками.

     

    Я от всей души благодарю маэстро за драгоценные десять минут перед началом и иду дальше. Хочу поговорить с другими музыкантами. Еще совсем юными, но уже именитыми.

     

    Искандеор Ханнанов (виолончель), 17 лет. Исполняет на сегодняшнем концерте Й. Гайдна. Концерт для виолончели с оркестром ре мажор. 1-я часть.

    – Искандеор, что ты ждешь от Уфы?

    И. Х: Я надеюсь, что сыграю хорошо, потому что выступать на своей родине перед близкими и знакомыми мне людьми – все это дважды волнительно. И я жду музицирования со всем залом. Чтобы люди купались в музыке, давали мне энергию, а я – им, и чтобы у нас родилась такая тесная взаимосвязь.

     

    – Чем отличается выступление на площадках Уфы от других выступлений в России и за границей?

    И.?Х: Здесь атмосфера дома. Это такое состояние, что ты не чувствуешь, что ты играешь в огромном зале, а вот играешь перед своими близкими. Но все равно это волнительно, это – ответственность. Ты знаешь, чего от тебя ждут и нельзя подвести эти ожидания и в первую очередь, самого себя.

     

    – Желаю тебе хорошо выступить. И твой совет юным читателям нашей газеты, которые безумно мечтают стать музыкантами, но у них совершенно отсутствует слух.

    И.?Х: Идти в музыкальную школу и учиться. Слух – он развивается. Я знаю людей, у которых не было абсолютно никакого слуха, и они сейчас учатся в консерватории и прекрасно «слышат». Это все – работа.

     

    – Сколько часов в день ты уделяешь занятиям на виолончели?

    И.?Х: Это очень сложный вопрос. Зависит от того, какой у меня день. Потому что я еще учусь в 10 классе, у меня уроки.

     

    – Куда ты планируешь поступать?

    И. Х: В Московскую консерваторию или в Базельскую Академию музыки, где я сейчас параллельно учусь. И кстати, поэтому у меня возникают сложности с занятиями в Москве.

     

    Спасибо тебе, Искандеор, пожелаем хорошего выступления и обратимся к самому юному нашему музыканту Тимофею Владимирову, который сыграет нам Й. Гайдна. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. 2-я и 3-я часть. Он уже дает интервью телевидению. Тимофей очень обстоятельно отвечает на вопросы журналиста и рассуждает за пять минут до начала концерта, как бы он на месте президента провел реформу образования. Мне кажется, мальчик он очень серьезный, и я решаю его немного «растормошить». 

     

    – Тимофей, вот тебе только-только исполнилось 12 лет. Твои сверстники гоняют футбол, играют в компьютерные игрушки. А ты упорно трудишься, раз добился таких высоких результатов. Тебе не обидно, что у тебя вот такое детство получается?

    Т.?В: Знаете, иногда вот, даже, не скрою, хочется плакать от этого. Но я думаю, ведь это для чего-то так происходит, что я не гоняю футбол, хотя иногда тоже хочется.

     

    – И поиграть в игрушки, да?

    Т.?В: Знаете, в компьютерные игры я играл три года. Иногда я засиживался по пять часов в день. Но потом вот я посмотрел конкурс «Щелкунчик» по телевизору, это было в прошлом году, в ноябре. И я решил – все. Встал, стер все игры и все, больше не играю.

     

    – У тебя очень сильная воля. К чему ты стремишься?

    Т. В: К такому чувству – полноты жизни. И хочу поднять свое научное образование. Не только для какой-то карьеры, а для того, чтобы я сам чувствовал, что я добился всего, что я хотел и смог.

     

    – Твоя самая заветная мечта?

    Т. В.: Быть счастливым.

     

    Не смогла я обойти вниманием и Диану Нурмухаметову, первокурсницу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (вокал), нашу талантливую землячку. Сегодня она споет башкирскую народную песню «Таштугай».

     

    – Ваш совет подрастающему поколению, ребятам, которые безумно хотят стать певицами, певцами?

    Д.?Н: Я пока что сама начинающая певица. Но совет дам: занимайтесь, трудитесь и осознанно вставайте на этот путь, потому что это все нелегко. И будьте здоровыми. Это немаловажно для того, кто мечтает стать певцом.

     

    – Как произошло, что вы сегодня поете с «Виртуозами Москвы». Расскажите вашу историю знакомства с Владимиром Спиваковым, пожалуйста.

    Д.?Н: Когда мне было лет одиннадцать, я из республики поехала в Москву на фестиваль «Москва встречает друзей». И исполнила эту же песню под аккомпанемент курая. Прошло время, и меня пригласили на данный концерт. Я была очень счастлива, потому что сбылась моя детская мечта – спеть с самим маэстро. Владимир Теодорович – очень дружелюбный, понимающий человек. Я только начинаю, большого опыта работы с оркестром у меня нет. И я пою с таким маститым дирижером. Это здорово.

     

    Первое отделение долгожданного фееричного праздника началось с Моцарта, концерт № 9 для фортепиано с оркестром. На фортепиано солистка – лауреат международных конкурсов Маргарита Шевченко. Подхожу к ней в антракте.

     

    – Маргарита, вы играли с такими известными оркестрами, как Израильский Филармонический Оркестр, Вюттембергский Камерный Оркестр (Германия), Бирмингемский Симфонический Оркестр (Великобритания), Нью-Хампширский Симфонический Оркестр (США), Йоханнесбургский Филармонический Оркестр (ЮАР), гастролировали по всему миру и сегодня сыграли с Камерным Оркестром “Виртуозы Москвы” и Владимиром Теодоровичем. Есть отличия?

    М.?Ш: Мой опыт, приобретенный за сегодняшний концерт, я могу сравнить только с очень немногими выступлениями в своей жизни. С самыми ведущими дирижерами, такими, как Саймон Рэттл и Казимир Корт. Да, я играла со многими, но такой фантастической слаженности и искрометности, талантливости редко увидишь.

     

    – Я сидела в зрительном зале и вы вся – были в материале, вы проживали музыку. Думаю, тем, кто хочет связать свою дальнейшую жизнь с музыкой, будет полезно узнать, какие черты характера надо в себе выпестовать, чтобы добиться таких впечатляющих результатов?

    М.?Ш: Нужно быть упорным. Желать достичь вершин. Я очень рано начала общаться с профессором В. Горностаевой – она была подругой моей бабушки и часто приезжала со своим классом в Пермь, в мой родной город. И я видела этих талантливых студентов, которые выигрывали на Международных конкурсах и замечательно играли, и конечно же, я хотела быть такими, как они.

     

    – Что дают конкурсы юному дарованию?

    М. Ш: В первую очередь – возможность быть услышанным, увиденным. Но, к сожалению, это происходит все реже и реже. Потому что конкурсы становятся очень политическими.

     

    – А это не травмирует детскую неокрепшую психику?

    М.?Ш: Если ребенок занимается целенаправленно и хочет сделать музыку своей профессией, то здесь надо приготовиться к большой борьбе. Я преподаю в Соединенных Штатах в консерватории, и я всем своим студентам говорю: вы всегда знайте, то, чем вы занимаетесь – это очень сложная профессия. Она требует тебя всего, она иногда не позволяет тебе иметь семью, ты все время в дороге, в самолете и т.?д. И приготовьтесь ко многим огорчениям и неудачам, потому что по-другому не бывает. Самое главное – не принимать все это близко к сердцу. Цель – она остается. И только с таким настроем можно участвовать в конкурсе.

     

    – Маргарита, а если, например, у ребенка нет способностей к музыке, но есть огромное желание. Вот он ничего не слышит и пальцы короткие для фортепиано, и с чувством темпа плоховато…

    М.?Ш: Неважно. Моя жизнь в Америке меня научила тому, что подход в русской музыкальной школе очень серьезный – сразу же вводят занятия техникой. Но есть дети, которые просто хотят играть на рояле, для себя. В таком случае требовать от них такой муштры, мне кажется, излишне, я уверена, что всегда есть возможность научить ребенка играть, неталантливого, допустим. Просто это не должно носить очень серьезный характер. И все.

     

    Благодарю Маргариту и бегу в зал.

     

    Концерт закончен. Гром аплодисментов. Зрители совершенно не хотели отпускать Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы» со сцены.

     

    Выхожу с концерта. И вот мои ощущения: маэстро очень мягко и в тоже время всеми фибрами души проживает льющуюся в данный момент музыку. Сердце трепещет. Очень, очень, очень хорошо. И в тоже время Владимир Теодорович прост в жизни.

     

    Маэстро очень точно работал с детьми, которые сегодня выступали. Мягко, дружелюбно, поддерживал всем своим видом. Оркестр играл слаженно, как один человек. И. Ханнанов очень волновался, но выступил на достойном уровне. Жаль, что оперный театр не предполагает танцев, последняя вещь о любви была сыграна настолько зажигательно и харизматично, что я протанцевала бы ее. И не я одна. Ко второму отделению официальный бомонд в партере потерял всю свою чопорность и после каждого произведения порывался аплодировать стоя.

     

    И Маэстро подарил Уфе минутное звучание скрипки Страдивари.

     

    А напоследок хочу привести слова 12-летнего Тимофея, который после своей игры поднялся на второй ярус и смотрел выступления коллег: «Я надеюсь, все будут рады нашему концерту. Я же жду, что зрители будут довольны и у нас у всех получится хорошо сыграть».

     

    Алтынай БУРИНА

    We use cookies.

    What does that mean?