• Русский (ru)Русский
  • English (en)English
  • Владимир Спиваков: Музыка сегодня – утешение, гармонизация человеческих душ

    Сетевое издание «БелПресса»

    on 7 October, 2015

    Всемирно прославленный дирижёр и его музыканты снова выступили в Белгороде

    Четыре года минуло с момента первого концерта Владимира Спивакова и его камерного оркестра «Виртуозы Москвы» в Белгородской государственной филармонии. С момента, когда белгородские поклонники классики услышали идеально чистое звучание идеального ансамбля. Сопоставить его с чем-то невозможно, оставалось только слушать записи и ждать новой встречи с мастером. Наконец, 6 октября она состоялась.

    Народный артист СССР Владимир Спиваков известен во всём мире как выдающийся скрипач и дирижёр. Он обладатель многих премий и почётных званий. Один из основателей «Виртуозов Москвы» (1979). К слову, чтобы создать и возглавить этот коллектив, который теперь ждут и которому рукоплещут в залах в любой точке мира, Спиваков постигал искусство дирижирования с великими наставниками Израилем Гусманом(Россия), Лорином Маазелем и Леонардом Бернстайном (США). Дополнительные смыслы музыкальному дару Спивакова сообщает его благотворительность и меценатство. Проявления особых качеств его души, которые, кажется, во многом и позволяют ему воспринимать и чувствовать музыку, как никому другому.

    «Думаю, что сегодня главная функция музыки – это утешение, это гармонизация человеческих душ, это успокоение в мире, где так много агрессии. И людям это крайне необходимо», – скажет Владимир Теодорович после выступления журналистам.

    Как подтверждение его мысли – аншлаг в зале. А на сцене – дети. Ребята рассаживаются на специально отведённых для них местах. Традиция, связанная с выступлениями камерного оркестра Спивакова, давняя. Играют «Виртуозы Москвы», а прямо за ними им внимает юная публика.

    «На наши концерты мы всегда приглашаем детей, которые занимаются творчеством – не важно, каким. У многих из них просто нет возможности купить билет. Сложно это и для ветеранов и инвалидов. И они тоже могут слушать концерты бесплатно. Так и получается, что за оркестром сидит в три раза больше людей, чем музыкантов. К сожалению, это удаётся только на выступлениях «Виртуозов Москвы», ведь их около 30 человек. Сделать это с Национальным филармоническим оркестром России (Спиваков – худрук и главный дирижёр этого коллектива, как и «Виртуозов Москвы» – прим. авт.) нам не позволяет отсутствие места. А жаль», – пояснит дирижёр.

    Первая музыка концерта – образец венского классицизма, светлый, лёгкий, полный радости жизни Дивертисмент № 3 Вольфганга Амадея Моцарта. Моцартовское начало проявилось и в следующей партитуре программы – рождённой из замысла симфонии Серенаде для струнного оркестра Петра Ильича Чайковского.

    «Хотелось, чтобы на Русской земле звучал Чайковский. Здесь он как-то особенно звучит. Особенно третья часть, Elegia. Тем более что ваши места святые. А ведь, собственно, об этом речь и идёт в Серенаде, об этом думал Пётр Ильич, об этом он молился. И поэтому мне всегда приятно играть Чайковского здесь», – комментирует Спиваков выбор произведения для белгородского концерта.

    Начало второго отделения снова возвратило в XVIII столетие. Симфонию № 4 ре минор Луиджи Боккеринисвидетели первого выступления Спивакова уже могли оценить. Теперь и остальным представилась возможность соприкоснуться с её барочной красотой и гармониями. А после слушателей привели в век XX – звучали «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. В каждой из четырёх частей цикла блестяще солировали скрипачи оркестра Денис Шульгин («Осень»), Лев Иомдин («Лето»), Георгий Цай («Весна») и Евгений Стембольский («Зима»).

    «Сочинения Пьяццоллы очень достойные. В любом танго – большой кусок жизни. Сам, когда играл танго, удивлялся, сколько всего заложено в этом маленьком сочинении: можно рассказать об эмоциях прожитой жизни, любви, разочарованиях и потерях… С другой стороны, когда случается, что мои музыканты солируют со своими же товарищами – это, по-моему, здорово. И зал чудесно принимает. И потом, думаю, не в каждом оркестре любой музыкант может встать и сыграть не хуже лауреата престижного конкурса», – рассказывает Владимир Теодорович.

    А после прозвучали ещё три музыки прощания. Ведомые мастером «Виртуозы Москвы» исполнили на бис Аллегретто из балета «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка, Прелюдию Дмитрия Шостаковичаи последней – «Танго любви» великого Астора. Прекрасную композицию Спиваков предварил словами:

    «Ваш город очень хороший. Играешь здесь – как к источнику припадаешь. Здесь чистота во всём. Чувствуешь, что здесь люди любят свою землю. И это очень приятно. Эта музыка в знак признательности вам – тем, кто созидает, а не разрушает».

    Зал долго рукоплескал стоя – счастливые слушатели благодарили своих героев, и нет-нет да слышалось: когда-то ещё придётся пережить подобные чувства?! Не хочу давать ложную надежду, лишь передам слова самого мастера:

    «Надеюсь, что мы выступим в Белгороде уже в следующем сезоне, когда Белгородская филармония будет праздновать свой полувековой юбилей со дня основания».


    Катерина Шаронова

    We use cookies.

    What does that mean?